Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Франц Шуберт
Франц Шуберт (1797-1828) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Франц Шуберт

 

 

Завоевания Великой Французской революции, провозгласившей свободу и братство, просуществовали недолго. Им на смену пришло время политической реакции, центром которой стала Австрия.

В художественной культуре появляется новое течение — романтизм.

В своих произведениях романтики раскрывают самые сокровенные чувства — это их исповедь, дневник. «Разум заблуждается, чувство — никогда», — так сформулировал девиз романтизма Р. Шуман.

Первым композитором-романтиком стал Ф. Шуберт.

 

 

Когда мы произносим имя австрийского композитора Франца Шуберта, то перед нами встает образ молодого человека в очках. Этот маленький, внешне ничем не привлекательный человек — автор произведений, которые уже около двух веков звучат на многих концертных сценах мира.

 

Музыка Шуберта вечно молодая, как и сам композитор, жизнь которого оборвалась на 32-м году. Ей свойственна удивительная душевная открытость, искренность и непосредственность высказывания. Шуберт — великий лирик, мастер выразительных, тонких психологических миниатюр, в которых раскрываются различные состояния человеческой души: от нежной мечтательности, светлой радости до глубокой печали и трагизма.

Родился Шуберт в предместье Вены, в семье школьного учителя. Отец учил маленького мальчика играть на скрипке, а старший брат — на фортепиано. Франц учился в конвикте (школе-интернате), где готовили мальчиков-хористов для придворной певческой капеллы. Здесь он играл в школьном оркестре и получил хорошее музыкальное образование. Некоторое время он занимался со знаменитым Сальери.

Уже в 17—18 лет Шуберт создавал совершенно новые по содержанию произведения. Одновременно с сочинением музыки он, по строгому настоянию отца, работал простым школьным учителем в начальных классах. Эта работа отнимала много времени и сил. Терпению Шуберта пришел конец, и он покинул школу, где проработал три года. Такое решение привело к полному разрыву с отцом.

 

Начинается тяжелая самостоятельная жизнь. Материальная нужда до конца дней не покидала композитора. Он никогда не имел своей квартиры, своего инструмента, у него часто не было нотной бумаги, и наброски новых произведений он делал на клочках газет.

В это же время в Вене жил великий Бетховен. Восхищенный песнями Шуберта, он сказал: «Этот еще заставит говорить о себе весь мир!». Бетховен хотел познакомиться с Шубертом, но им не суждено было встретиться: Шуберт из-за своей робости не сразу собрался навестить Бетховена, а когда решился, то Бетховена уже не было в живых. Спустя немногим больше года ушел из жизни и Шуберт. Его похоронили недалеко от могилы Бетховена. Поэт Грильпарцер сочинил надпись для могильного камня: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды». За короткую жизнь Шуберт создал огромное количество произведений в разных жанрах. Но песня неудержимо влекла Франца к себе еще с юношеских лет. Ей он поверял все свои радости и горести, любовь и страдание. Из шестисот песен, созданных Шубертом, свыше семидесяти написаны на слова И.В. Гете.

Композитор преклонялся перед поэзией великого поэта. Он нашел в ней искренность и непосредственность высказывания, вдохновенные картины природы и богатый мир человеческой души. Образы, рожденные фантазией одного гения, вызывали к жизни творения другого.

Поэзия Гете имеет неповторимую музыкальную окраску, музыкальный строй и ритм.

 

 

В поэзии уже звучит музыка. Кажется, нужно совсем немного, чтобы «музыку поэзии» перевести в «поэзию музыки». Но это «немногое» доступно лишь большим музыкантам.

В балладе Гете «Лесной царь» Шуберт услышал боль и крик измученной человеческой души, ее противоборство враждебным силам природы...

«ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»

Пахнуло весенним мартовским ветром. Красавец Дунай плавно катил свои волны. Стройные башни готических соборов, казалось, еще выше устремились в прохладную голубизну неба, а узкие кривые улочки старого города как будто стали прямее.

В этот день на площади перед зданием Венской придворной оперы царила оживленная суета, подъезжали нарядные экипажи. Праздничный шумный поток людей направлялся к широко распахнутым дверям театра.

Но вот площадь заметно опустела. В огромном зале Венской оперы собрался весь музыкальный мир города. По давно существовавшей традиции в первую среду марта здесь устраивали большой благотворительный концерт.

Объявленная программа была весьма пестрой. Музыкальные выступления чередовались с декламацией и балетными номерами. До начала концерта оставалось несколько минут. За кулисами была обычная суета и спешка. В артистической Михаэля Фогля, известного певца Венской придворной оперы, расположились еще двое молодых людей. Один из них, маленького роста, с короткими кудрявыми волосами, в очках, стоит у окна и нервно постукивает пальцами по подоконнику. Это композитор Франц Шуберт. Второй — его друг, юрист и музыкант Хюттенбреннер.

 

 

ПОЭЗИЯ МУЗЫКИ

Счастливо сложилась судьба баллады «Лесной царь». Она сразу стала популярной в Австрии, а затем и за ее пределами. Одним из первых в России ее оценил по Н.В. Станкевич: «Иначе, кажется, нельзя было выразить это фантастическое прекрасное чувство, которое охватывает душу, как сам Лесной царь младенца, при чтении этой баллады». Баллада становится не толы популярной, но и модной. Ее перекладывают для скрипки, оркестра, фортепиано. Фортепианная транскрипция «Лесного царя» Ференца Листа стала одним из блестящих номеров его концертных программ. По словам русского критика В.В. Стасова, Лист играл «Лесного царя» так, как, наверное, никогда не исполнял ни один певец в мире.

Прекрасно ее пела русская певица Е.А. Лавровская.

Шуберт очень взволнован. Сегодня впервые его музыка прозвучит перед широкой публикой. Как давно он ждал этого дня! До сих пор композитор сам исполнял песни в кругу друзей, в домашних концертах, на которых собиралось много любителей музыки.

Но мысль о публичном исполнении давно не давала Шуберту покоя. Его кумир Михаэль Фогль казался недоступным. Как восхитительно он пел арии из опер Глюка и Бетховена и восхищал слушателей своим благородным, мужественным баритоном!

На помощь Францу пришли друзья и познакомили его со знаменитым певцом.

...В дверь артистической постучали.

— Сейчас ваш выход, господин Фогль. Артист уверенно вышел на сцену. За ним последовали Шуберт и Хюттенбреннер: Шуберт очень волнуется, и поэтому аккомпанировать Фоглю станет Хюттенбреннер.

Два заключительных аккорда фортепиано завершают балладу...

Какое-то мгновение зал был неподвижен. Потом раздался гром оглушительных аплодисментов. Это был успех! Большой успех первого публичного исполнения музыки Шуберта.

После концерта венская газета писала:

«Эта баллада, исполненная 7 марта знаменитым певцом придворной оперы господином Фоглем, настолько понравилась своей музыкой, что ее пришлось по общему требованию повторить...»

 

 

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф. ШУБЕРТА:

2 оперы, 3 незавершенных оперы, 7 зингшпилей (немецкая комическая опера с разговорными диалогами), 7 месс, Немецкий реквием, оратории, кантаты и другие сочинения для хора, солистов и оркестра; 9 симфоний, 8 увертюр; 2 струнных трио, 16 квартетов, фортепианный квинтет «Форель»;

23 сонаты для фортепиано,

11 экспромтов, 6 музыкальных моментов; рондо, вариации и другие пьесы; свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экоссезы, галопы

и др.);

около 600 песен, среди них циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песня».

 

Шубертиада у Иосифа Шпауна

 

В том же 1821 году у Шуберта появился новый друг, молодой талантливый художник Мориц фон Швиндт. Он нарисовал иллюстрацию к балладе «Лесной царь»: стремительно скачущий всадник с прижатым к груди ребенком, догоняющий их Лесной царь. На фоне дикой чащи леса изображен манящий хоровод дочерей Лесного царя. Сохранился карандашный рисунок Швиндта «Франц Шуберт и Михаэль Фогль»: они сидят за фортепиано — Шуберт играет, а Фогль смотрит куда-то вдаль, словно переносится в неповторимый мир его музыки.

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн