Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Эдвард Григ
Эдвард Григ (1843 – 1907) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Эдвард Григ

 


Эдвард Григ родился в крупном приморском городе Бергене. Отец его был британским консулом. Первые занятия музыкой проходили с матерью, хорошей пианисткой, изредка выступавшей с концертами.
В детские годы Григ сочиняет первые произведения для фортепиано. По настоятельному совету замечательного норвежского скрипача Уле-Булля юноша начинает заниматься в Лейпцигской консерватории. Жизнь в Германии обогатила музыкальную культуру молодого композитора. Через четыре года (1862) Григ заканчивает консерваторию и возвращается в родной Берген.

 

 

Но музыкальная жизнь города была малоинтересной, и для дальнейшего совершенствования двадцатилетний Григ едет в Копенгаген — художественный центр Скандинавии. Общение со многими выдающимися людьми того времени помогло ему осознать цель своего творчества для развития норвежской культуры.
В 1866 году произошло знакомство двух великих норвежцев. Двадцатитрехлетний композитор Эдвард Григ приехал в Италию с концертами, а Генрик Ибсен, уже знаменитый драматург и поэт, покинув Норвегию, поселился здесь два года назад.
Ибсен сразу почувствовал незаурядный талант молодого музыканта, оказал ему необходимую поддержку. Он предложил Григу написать оперу на сюжет своей ранней драмы «Пер Понт».
В стихотворном посвящении Ибсен призывал Грига создавать яркие музыкальные произведения, подобные музыкальному искусству древнегреческого Орфея.

 

Ибсен написал эту драму еще в 1867 году в Италии. Но содержание ее — жизнь Норвегии, ее быт, природа, фантастика, а главное — люди. Пер Гюнт — выдумщик, чудаковатый мечтатель, хвастун. В поисках своего личного счастья, богатства он скитается по свету и нищим, уставшим от жизни, возвращается на родину, где уже много лет ждет его в лесной избушке верная, любящая Сольвейг.

 

А. Головин. Эскиз декорации балета на музыку Э. Грига "Сольвейг"



Григ пишет музыку к «Перу Понту» поблизости от родного города Бергена. Он специально уединяется на время работы в маленьком деревянном домике-беседке, которую снял у местного пивовара. Домик стоит на склоне холма, утопая в густой зелени деревьев. Отсюда хорошо видно гавань, корабли, заходящие в порт, и можно бесконечно долго любоваться красотой северного края. Быть может, создавая музыку к драме Ибсена, композитор вспоминал и его стихи, написанные еще в Норвегии: Легкий полог летней ночи Лег на горы и поляны.
Бледных звезд большие очи Мирно смотрят сквозь туманы.
Узкий фьорд. Его соседство В ветре слышится тревожном. Слушай — это песни детства, Их забыть уж невозможно. ...Прошел еще один год. Григ вновь встречается с Ибсеном. На этот раз в Германии, на даче поэта в тирольской деревушке Госсенсанс. Они часто видятся, беседуют об искусстве, музыке, философии. Слушают народных музыкантов. Нередко Григу удавалось расшевелить замкнутого, угрюмого Ибсена и тогда тот с удовольствием рассказывал забавные истории из своей жизни, особенно из путешествия в Египет, куда он ездил на открытие Суэцкого канала. ...Прошел еще год. В Норвегии с большим успехом прошла премьера драмы Ибсена «Пер Гюнт» с музыкой Грига. Но ни один автор не смог присутствовать на спектакле. Ибсен находился за пределами Норвегии, а Григ, переживая большое горе — почти одновременную смерть своих горячо любимых родителей, не пожелал идти в театр.
В эти печальные дни Григ снова обращается к поэзии Ибсена и пишет шесть романсов для голоса и фортепиано: «Музыканты», «Лебедь», «В альбом» и другие.
...Прошло еще восемь лет. 1884 год. Григ вместе со своей женой Ниной Григ совершал поездку по Италии. Посетив Неаполь, Соренто, они приехали в Рим, где в то время находился Ибсен.
В одном из домашних концертов Нина, прекрасная камерная певица, пела романсы Грига...
Мой лебедь белый,
Всегда молчаливый...
Мелодия романса проста, естественна, но в ней улавливается невысказанная, щемящая тоска. Несмотря на светлое звучание музыки, в ней скрыт глубокий трагический смысл. Строгие аккорды фортепиано подчеркивают суровую величественность:
Ты без песен в заливе Скользишь целый день,
Над лесами паришь ты в молчаньи... Мелодия взлетает вверх, будто это последний лебединый зов. Как эхо голосу вторит фортепиано. Музыка становится возбужденной, взволнованной. Мелодия голоса беспокойно бьется, пытаясь вырваться, улететь, но не в силах.

 

Н. Рерих.Хижина в горах. Эскиз декорации к "Пер Гюнту"

 

Последние слова звучат возвышеннопросветленно. Звуки постепенно гаснут, затухают, словно в легкой воздушной дымке. И нет ощущения смерти, конца, все сливается с вечной жизнью природы... Звуки музыки еще не успели затихнуть, а навстречу Нине и Эдварду шел Ибсен. Он пожимал ему руки, пытаясь что-то промолвить, а по его щекам текли слезы...

...Проходят еще 9 лет. 1893 год. Норвегия. Ибсен вернулся на родину, овеянный славой, признанием. Он предлагает Григу написать оперу на сюжет еще одной из своих драм. Но композитор был уже в это время болен и не взялся за осуществление такого большого замысла.


ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Э. ГРИГА:
музыка к театральным пьесам «Сигур Юрсальфар», «Пер Гюнт»;
для симфонического оркестра: увертюра «Осенью», «Норвежские танцы», «Симфонические танцы», «Лирическая сюита»; для струнного оркестра: сюита «Из времен Хольберга» и другие; концерт для фортепиано с оркестром; струнные квартеты; сонаты для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано; для фортепиано: пьесы, соната, баллада, «Лирические пьесы» (10 тетрадей, 70 пьес), циклы: «Поэтические картинки», «Норвежские танцы и песни», «Сцены из народной жизни» и другие; хоры, песни — свыше 140, в том числе циклы «Со скал и фьордов», «Норвегия», «Дитя гор».

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн