Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Морис Равель
Морис Равель (1875-1937) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Морис Равель
15.08.2013 16:52

 

Равель продолжил традиции Дебюсси, традиции музыкального импрессионизма, но в последних своих произведениях он отходит от созерцательности, статики, яркой живописности импрессионизма и возвращается к классическим приемам письма, образам, сюжетам, жанрам, а также к классической уравновешенности в выражении своих мыслей и чувств, совершенству музыкальной формы.
Равель родился в небольшом французском городке Сибур, недалеко от границы Франции и Испании. Его отец был инженером, человеком образованным, любившим музыку и литературу.

 


Заниматься музыкой Морис начал с 7 лет, и к 12 годам он уже хорошо играл на фортепиано. В 1889 году он поступает в Парижскую консерваторию. Кроме овладения пианизмом, Равель проявляет интерес к сочинению. Он пишет «Хабанеру» для двух фортепиано, «Павану на смерть инфанты» (фортепианная пьеса в стиле траурного испанского танца — паваны). Это произведение принесло молодому композитору известность. Начинается период активного творчества, создаются интересные яркие произведения: опера «Испанский час», балет «Дафнис и Хлоя», «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра, «Призраки ночи» для фортепиано и много других замечательных произведений. Равель любил обращаться к образам И нии. Его «Испанская рапсодия» состог четырех частей: «Прелюдия ночи» — симфонистическая музыкальная картина испанской природы; «Малагенья» зажигательный испанский танец; «Хабанер; медленный, но внутренне напряженнь танец; «Репа» — яркий, темперамента народный праздник.
Удивительно по красоте музыки фортепианное произведение «Игра воды» (1901): «струистое» звучание фортепиано то прозрачно, то блестяще и более плот Сложная фортепианная техника перед все нюансы игры водной стихии. Раве; отмечал, что произведение навеяно «ш воды и другими музыкальными звукам слышимыми в фонтанах, водопадах и ручьях».



ВЕЛИКИЕ ИМЕНА
САРАСАТЕ Пабло де
(1844—1908) — испанский скрипач-виртуоз, композитор. Уже с 10 лет Сарасате начал выступать с публичными концертами. С 1859 т. с невероятным успехом он гастролировал по многим странам Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. Несколько раз приезжал с концертами в Россию. Он был дружен с И. Тургеневым, П. Чайковским. Своим творчеством Сарасате повлиял на развитие мирового скрипичного искусства. Специально для него писали концерты и другие сочинения Э. Лало, М. Брух, Г. Венявский,
К. Сен-Санс. Среди творческого наследия композитора «Хота из Сан-Фермина» для оркестра; пьесы для скрипки, в том числе «Испанские танцы» (12 тетрадей), Цыганские напевы», «Интродукция и тарантелла», «Фантазия на темы оперы Ж. Бизе ’’Кармен”».
Когда началась Первая мировая война, Равель ушел добровольцем на фронт. Сначала он работал в госпитале, потом на военном аэродроме, затем на фронте водителем грузовой автомашины. В 1916 году в одном из писем он писал: «Я нахожусь на фронте несколько месяцев и к тому же на очень оживленной его части! Кажется, что прошли годы, как я покинул Париж.
Я несколько возбужден, чтобы не сказать измучен, переживания, и достаточно опасные, вызывают у меня сомнения, выйду ли я из этого живым. И все-таки я стремлюсь вновь вернуться к этой жизни, полной приключений».
Все виденное на дорогах войны рождает новые творческие замыслы. Среди них фортепианный цикл «Гробница Куперена». В нем выражена не только дань уважения к музыке XVIII века, творчеству Куперена — каждая пьеса (их всего шесть) посвящена памяти погибших на войне друзей. Отсюда присутствие образов печали и скорби. Пролог и фуга, затем три танца: Форлана, Ригодон, Менуэт и заключительная Токката - таково строение цикла.

 

 


В 1919 году Равель пишет одно из самых потрясающих и загадочных своих произведений — хореографическую поэму «Вальс». Цепочка вальсов, сменяющих один другого, сначала весьма напоминает венские бытовые танцы, грациозные и непосредственные. Но в конце наступает драматическая кульминация, словно открывающая слушателю другую сторону жизни — когда беззаботность сменяется внезапно разразившимися ударами судьбы. Равеля связывала творческая «нить» с музыкальной культурой России. Интерес к русской музыке, изучение творчества Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина в конечном итоге отразились и на стиле самого французского композитора. Красочность, картинность его оркестрового письма, возникла под влиянием стиля Н. Римского-Корсакова. «БОЛЕРО»

 

Л. Бакст. Эскиздекорациик балету "Дафнис и Хлоя"

 

Выдающееся оркестровое произведение Равеля «Болеро» стало кульминацией и итогом его творчества. Оно было написано по заказу известной балерины Иды Рубинштейн. Сцена изображала таверну, и балерина танцевала на столе в костюме цыганки. Такое исполнение «Болеро» было сенсационным. Но музыка этого симфонического произведения сложнее и глубже. «Болеро» уникально по своему замыслу и музыкальному воплощению. Сначала медленный, но внутренне очень напряженный танец постепенно превращается в танцевальный вихрь, в который вовлекается большая масса людей. Потом он внезапно обрывается на драматической кульминации.

 

П. Синьяк. Анделис. Запруда

 

В основе этого произведения лежит одна довольно протяженная тема, имеющая черты испанского танца, со сложным, прихотливым мелодическим рисунком и ритмом. Все последующее развитие строится на тембровом варьировании этой темы — меняются инструменты, ее исполняющие, и неуклонное нарастание громкости от начала к концу произведения приводит к оглушительной кульминации, в которой неожиданно разрушается стихия танца. Огромное напряжение музыки «Болеро» создается и благодаря неизменно сохраняющемуся ритму двух малых барабанов. Ритм создает «стальной» каркас танца, на который накладывается все музыкальное развитие.
Поразительно тембровое богатство произведения: тему сначала поочередно проводят деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, фагот, малый кларнет и другие), потом композитор соединяет тембры различных инструментов, чтобы добиться необычных красочных эффектов, например, флейта и труба с сурдиной, два саксофона (тенор и сопранино), малая флейта, обычная флейта, валторна и челеста. И в каждой новой вариации возникают свои тембровые сочетания и краски.
Завершают «Болеро» «ревущее» звучание тромбонов и оглушительные удары большого барабана, тарелок, тамтама. Одним слушателям в этом заключении слышится гимн радости и свету, другим — трагизм разрушения.



ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. РАВЕЛЯ:
оперы «Испанский час», «Дитя и чары»; балеты «Аделаида, или Язык цветов», «Дафнис и Хлоя», «Моя матушка гусыня»; для оркестра: хореографическая поэма «Вальс», «Альборада», «Испанская рапсодия», «Гробница Куперена», «Болеро», 2 концерта для фортепиано, рапсодия для скрипки «Цыганка»; вокальный цикл «Шехеразада»; инструментальные ансамбли; соната для скрипки и фортепиано; для фортепиано: «Игра воды», сонатина, «Зеркала» и другие; песни; оркестровое переложение «Картинок с выставки»
М. Мусоргского.

 

 

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА
ТИПА РУФФО (1877-1953), настоящие имя и фамилия Руффо Кафьеро — итальянский певец (баритон).
Титта Руффо — один из самых выдающихся певцов своего времени. В 1898—
1931 гг. он с невероятным успехом выступал на оперных сценах Италии и многих других стран. С 1900 г. он неоднократно приезжал с гастрольными поездками в Россию.
Голос Руффо обладал исключительной красотой, и, кроме того, певец был наделен редким драматическим даром. Его исполнение отличалось динамизмом и экспрессией. Певец решил отказаться от романтической окраски в трактовке образов своих персонажей, так как для него было ближе реалистическое изображение; с этой позиции он добивался раскрытия образа с максимальной глубиной.
В репертуаре артиста встречались разнохарактерные партии, но особенно Руффо любил героев опер Дж. Верди, а также Гамлета («Гамлет»
А. Тома). Среди других оперных персонажей особенной любовью публики пользовались Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Риголетто («Риголетто» Дж. Верди), Яго («Отелло» Дж. Верди), Эдип («Царь Эдип» Р. Леонкавалло, партия в этой опере была написана специально для Титта Руффо), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Тельрамунд («Лоэнгин»
Р. Вагнера), Борис Годунов («Борис Годунов»
М. Мусоргского), Демон («Демон» А. Рубинштейна).

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн