Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Модест Петрович Мусоргский
26.09.2013 18:06

Мусоргский — один из самых ярких, самобытных русских композиторов. Его величие заключается в правдивом, реалистическом отражении жизни народа, чутком раскрытии его психологии и создании целой галереи музыкальных портретов русского человека. В своих операх — исторических драмах — Мусоргский обращался к сложным страницам русской истории, подчеркивая близость прошлого и настоящего.
Композитор раскрывает не только историческую эпоху, но и человека в ней: его поведение, мысли, переживания. Так рождаются потрясающие образы царя Бориса («Борис Годунов»), Досифея, Шакловитого, князя Ивана Хованского, Марфы («Хованщина»), герои песен и романсов («Сиротка», «Колыбельная Еремушки», «Семинарист», «Забытый» и др.). В музыке Мусоргского звучат и интонации народной речи, народной песни, и величественно-строгая речь царя, монаха, князя. Неповторимость интонации речи каждого героя лежит в основе его музыкальной характеристики.

 

 

Модест Петрович Мусоргский родился в небольшом имении своих родителей Карею Псковской губернии. Первой учительницей музыки была его мать и к семи годам мальчик уже играл небольшие произведения Листа. В десять лет Модеста привозят в Петербург и определяют в школу гвардейских подпрапорщиков. В 1856 году его зачислили офицером в гвардейский Преображенский полк. Живя в Петербурге, Мусоргский продолжает занятия музыкой: он хорошо играл на рояле и делал первые шаги в сочинении музыки. Как-то один из друзей пригласил его на музыкальное собрание к А.С. Даргомыжскому, и здесь он познакомился с М.А. Балакиревым,
Ц.А. Кюи. В 1858 году он решает порвать с военной службой и уйти в отставку, чтобы все свое время посвятить музыке.

 

 


Мусоргский поступает на службу скромным чиновником в департамент, чтобы поддержать свое материальное положение, и одновременно идет серьезное постижение композиторского мастерства в кружке у М А Балакирева. Первые его сочинения — историческая опера «Саламбо» по роману Флобера и комическая опера «Женитьба» по Гоголю — не были закончены. Среди ранних песен и романсов есть по-настоящему зрелые сочинения: «Калистрат» (из крестьянской жизни), «Семинарист» (сатирический портрет) и другие.
Важным этапом в творчестве Мусоргского стала работа над оперой «Борис Годунов». Осенью 1868 года в доме Л.И. Шестаковой, сестры Глинки, произошла его беседа с историком В.В. Никольским, который и предложил Модесту Петровичу взять в качестве сюжета для оперы историческую драму А.С. Пушкина «Борис Годунов». Мусоргский с жаром принялся за работу.

 

 

А. Головин. Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова

 

 

Он даже решил сам написать либретто. Шестакова подарила ему том сочинений Пушкина, в котором специально между страницами были вклеены листы чистой бумаги. На них композитор и написал текст первых четырех картин будущей оперы.
Он изучал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина и другие исторические книги.
Мысль о создании оперы «Борис Годунов» была в то время смелой и дерзкой. Историческую драму Пушкина, написанную накануне восстания декабристов, царская цензура запретила. Через тридцать лет после смерти поэта драму, наконец, разрешили поставить, но время было тревожное.Его интересовала роль народа в истории и роль личности в истории. Так возник образ царя Бориса — сильная трагическая личность, вызывающая и осуждение, и сочувствие. Возможно ли в музыке раскрыть мысли, чувства, психологию поступков мудрого правителя, нежно любящего отца и одновременно жалкого, ничтожного в своем тяжком преступлении страдающего человека? Трагедия Бориса потрясает. Он отвержен и одинок.

 

 

М. Бочаров. Эскиз декорации пролога оперы М. Мусоргского "Борис Годунов"

 

Летом 1870 года Мусоргский отнес клавир оперы в Мариинский театр. Сначала ответ был неопределенным, а через несколько месяцев он получил отказ, но с предложением доработать оперу. Композитор с прежним рвением принялся за вторую редакцию, многое переделал, дополнил, заново написал третий, «польский», акт. Опера еще не была завершена, но отдельные сцены уже звучали на вечерах в различных домах и даже в концертах. Отношение к музыке было разным. Одни, не понимая, резко критиковали и отвергали. Другие, более чуткие, вдумчивые, доброжелательные, восхищались. С волнением ждал Мусоргский второго решения дирекции театра, и опять отказ. Началась борьба за постановку «Бориса». Помогли преданные друзья. Сначала всего лишь три картины были исполнены на сцене Мариинского театра по настоянию певицы Ю.Ф. Платоновой, спевшей партию Марины Мнишек.

 

 

Сцена венчания на царство в современной постановке большого театра.

 

А через год в бенефис Платоновой прозвучала вся опера. И снова успех! Каждый следующий спектакль проходил при переполненном зале, и публика восторженно вызывала композитора. Так принимала оперу молодежь и прогрессивно настроенная публика. Но злобствовала в оскорбительных обвинениях официальная критика. Мусоргский испытывал боль и возмущение. В опере была правда жизни, истории, правда человеческих характеров.
После трагической смерти композитора опера прозвучала только четыре раза и затем 15 лет не исполнялась. Лишь в 1896 году ее постановку возобновили в новой редакции Н. Римского-Корсакова. Партию Бориса пел великий Ф.И. Шаляпин. Успех был огромный. В 1908 году Русская оперная труппа С. Дягилева показала «Бориса Годунова» в Париже. С этого времени опера вышла на сцены европейских театров и постепенно завоевала мировую известность как один из шедевров русской музыкальной классики.
«БОРИС ГОДУНОВ»
...Сумрачно и тревожно звучит оркестровое вступление к опере. Протяжная мелодия фагота напоминает народную песню, горестную и тоскливую.

 

 

И. Козловский в роли Юродивого

 

 

...Во дворе Новодевичьего монастыря толпится нищий, голодный народ. По приказу пристава все опускаются на колени и просят Бориса согласиться на царствование. Тихо запевают сопрано и альты. Сколько в этом хоре неизбывной печали, но постепенно звучание усиливается, разрастается. Будто это и не музыка, а настоящий народный плач, голошение. Пристав уходит, и хор неожиданно замолкает. Между мужиками грубовато, по-простонародному завязывается трагикомический диалог.
Царя на Руси хотим поставить.
Снова приходит пристав, и вновь с отчаянием звучит хор-плач.
...Площадь в Московском Кремле. Ослепительное сияние золоченых куполов.
В честь коронации Бориса торжественно звонят колокола. Но есть в этом звоне что- то трагическое, зловещий тайный смысл.
По приказу пристава народ запевает величальную песню:
Уж как на небе солнцу красному слава!

 

 

Сцена из оперы "Борис Годунов". У собора Василия Блаженого

 

Уж и слава на Руси царю Борису, слава! Из собора выходит царь. Картина ликования сменяется мрачным, скорбным монологом Бориса. О чем думает новый царь? Что переживает в день коронации?
Мысли Бориса обращены к самому себе. Вокальная мелодия рождается из интонаций речи — затрудненной, тревожной. Медленный, будто скованный темп, напряженно звучащая оркестровая партия. Всего несколько музыкальных фраз монолога рисуют первый эскизный портрет царя. Что беспокоит Годунова, какая тайна омрачает его в этот торжественный день?.. И снова под величественный перезвон колоколов народ славит Бориса.

 

 

П. Вильямс. Терем Бориса. Эскиз декорации к опере "Борис Годунов"

 

...Прошло пять лет. Неяркое пламя свечи освещает иконы и скромное убранство монашеской кельи в Чудовом монастыре. Старец Пимен пишет летопись. Приглушенное, неторопливое звучание струнных инструментов создает атмосферу покоя, отрешенности от мирской суеты. Возвышенна и сдержанна музыка монолога — Пимен погружен в раздумья о своей жизни, о долге летописца. Проснулся молодой инок Григорий Отрепьев. Не подозревая о его коварстве и честолюбивых планах, Пимен рассказывает Григорию о трагических событиях в Угличе — о том, каким путем пришел Борис к царствованию. Так вот она тайна Бориса! Вот что томило душу Бориса в день коронации! Музыка рассказа Пимена потрясает драматизмом и взволнованностью: полное экспрессии звучание оркестра, гневные и патетические интонации в партии Пимена. Рассказ летописца подобен неожиданной вспышке света, озарившей события прошлых лет.
Они не забыты и не прощены Годунову. Лишь одна мелодия резко выделяется в драматическом звучании музыки — ласковая светлая, похожая на песню. Это тема убитого царевича Дмитрия.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. МУСОРГСКОГО:
оперы «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»; «Ночь на Лысой горе» (симфоническая фантазия);
для фортепиано — «Картинки с выставки»; хоры; для голоса и фортепиано — песни, романсы, среди них циклы песен «Детская»,
«Без солнца», «Песни и пляски смерти» и другие произведения.

...Просторная корчма на Литовской границе. Бойкая шинкарка поет веселую песню про селезня. Сюда заглянули бродячие монахи Варлаам и Мисаил. С ними оказался и Григорий Отрепьев. Что задумал он? Пока Григорий держится в стороне, а настоящими героями чувствуют себя Варлаам и Мисаил. Их напускная набожность не без юмора раскрыта в пародийно звучащем церковном мотиве «Старцы смиренные, иноки честные...»
«Выпив чарочку за шинкарочку», Варлаам запевает удалую, бесшабашную песню. Сколько стихийной силы, мощи в широкой, будто отчеканенной мелодии, буйном плясовом ритме.

В каждом новом куплете оркестр «иллюстрирует» слова песни — вопли татар, дымящиеся бочки... Устав от этой неистовой песни- пляса, Варлаам сквозь дрему напевает заунывную народную «Как едет ён». Стремительно развиваются дальнейшие события. Приходят приставы и допрашивают Варлаама, принимая его за Григория. Музыка передает всю трагикомическую ситуацию: обескураженность Варлаама, хитрость Григория, которому удается бежать. Но главная мысль сцены сфокусировалась в одной музыкальной фразе: в оркестре звучит тема Бориса, как бы обвиняя царя в преступлении.



...Царский терем. Горюет о погибшем женихе дочь Бориса Ксения. Ее плач трогает щемящей тоской. Мамка шуточной песней пытается развеселить ее, царевич Федор затевает веселую игру в хлест. Но нет радости в царском доме, что-то давит, гнетет, тревожит.
Входит Борис. Его обращение к детям согрето отцовской лаской. Но снова тревожная тема в оркестре как тень преследует Бориса. Начинается его центральный монолог-исповедь. Борис наедине со своими мыслями и совестью. Это и размышление государственного правителя о своем нелегком царствовании, и сочувствие народу в его бедственном положении, и любовь к детям, и страх перед будущим. Музыка раскрывает то царственную величественность, то душевное волнение и страдание измученной души. Завершается монолог жуткой, будто обжигающей музыкальной темой галлюцинаций — Борису видится призрак царевича Дмитрия. ...Далеко от Москвы, в польском Сандормирском замке зреет мысль о захвате Русской земли. Горделиво и надменно звучат мазурка, помпезный полонез. Польская шляхта решила поддержать Григория Отрепьева, объявившего себя царевичем Дмитрием. Трагический смысл происходящего раскрывается постепенно: коварная, хитрая Марина Мнишек, мечтая о русском престоле, обольщает Лжедмитрия. Красочное, романтически возвышенное звучание оркестра передает очарование ночи и лиризм любовного дуэта Самозванца и Марины.
...На Красной площади перед собором Василия Блаженного толпится голодный, измученный народ. Настороженно и приглушенно звучит оркестр. В речитативных репликах хора улавливается недовольство и затаенная ненависть к Борису. В толпе появляется Юродивый. Он поет: «Месяц
едет, котенок плачет...» — в его простой бесхитростной песне, похожей на детскую колыбельную, слышатся щемящая тоска, неизбывная боль и слезы.
Из собора вместе с боярами выходит Борис, и народ с мольбой обращается к нему. Звучит потрясающий по драматизму хор.
Негодование, отчаяние, боль — все слилось в мощном звучании хора и оркестра. Неожиданно хор замолкает, и, сознавая свою вину перед народом, Борис просит Юродивого молиться за него. Но тот отказывается, обвиняя царя в преступлении.
...Грановитая палата Московского Кремля. Заседает боярская дума: сурово пение бояр, осуждающих на казнь Самозванца. Приход Пимена и его рассказ о чудесном исцелении слепого пастуха становятся последним испытанием для Бориса. Музыка звучит возвышенно-отрешенно, а порой призрачно и мистически. Борис не в силах выслушать Пимена. Его переживания так глубоки, что приводят к трагической развязке. Сцена смерти Бориса. Благородство и царственная величественность музыки сменяются безысходностью и смирением, просветленность и умиротворение — страхом и ужасом. Сколько смятения в последней реплике Бориса, произнесенной почти шепотом: «Звон!.. Погребальный звон!.. Повремените, я царь еще!» А из кремлевских храмов (за сценой) уже доносятся траурный колокольный звон и пение монахов. ...Ночь. Лесная прогалина под Кромами. Стремительное звучание оркестра (струнных) подобно вихрю, взрыву. Сцена заполняется народом. В перекличках хора слышится что-то радостное, могучее, будто прозрел народ, почувствовал свою силу. Здесь же Варлаам и Мисаил. Обвиняя Бориса, они подстрекают народ на мятеж. Широко, по-богатырски звучит хор.
Музыка подобна лавине: могучая, волевая, напористая. Вдруг появляется польское войско с Самозванцем, и народ идет за ним на Москву.
На опустевшей лесной прогалине остался один Юродивый.

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн