Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  416
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  397
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  530
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  508
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  440
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Модест Петрович Мусоргский
26.09.2013 18:06

Мусоргский — один из самых ярких, самобытных русских композиторов. Его величие заключается в правдивом, реалистическом отражении жизни народа, чутком раскрытии его психологии и создании целой галереи музыкальных портретов русского человека. В своих операх — исторических драмах — Мусоргский обращался к сложным страницам русской истории, подчеркивая близость прошлого и настоящего.
Композитор раскрывает не только историческую эпоху, но и человека в ней: его поведение, мысли, переживания. Так рождаются потрясающие образы царя Бориса («Борис Годунов»), Досифея, Шакловитого, князя Ивана Хованского, Марфы («Хованщина»), герои песен и романсов («Сиротка», «Колыбельная Еремушки», «Семинарист», «Забытый» и др.). В музыке Мусоргского звучат и интонации народной речи, народной песни, и величественно-строгая речь царя, монаха, князя. Неповторимость интонации речи каждого героя лежит в основе его музыкальной характеристики.

 

 

Модест Петрович Мусоргский родился в небольшом имении своих родителей Карею Псковской губернии. Первой учительницей музыки была его мать и к семи годам мальчик уже играл небольшие произведения Листа. В десять лет Модеста привозят в Петербург и определяют в школу гвардейских подпрапорщиков. В 1856 году его зачислили офицером в гвардейский Преображенский полк. Живя в Петербурге, Мусоргский продолжает занятия музыкой: он хорошо играл на рояле и делал первые шаги в сочинении музыки. Как-то один из друзей пригласил его на музыкальное собрание к А.С. Даргомыжскому, и здесь он познакомился с М.А. Балакиревым,
Ц.А. Кюи. В 1858 году он решает порвать с военной службой и уйти в отставку, чтобы все свое время посвятить музыке.

 

 


Мусоргский поступает на службу скромным чиновником в департамент, чтобы поддержать свое материальное положение, и одновременно идет серьезное постижение композиторского мастерства в кружке у М А Балакирева. Первые его сочинения — историческая опера «Саламбо» по роману Флобера и комическая опера «Женитьба» по Гоголю — не были закончены. Среди ранних песен и романсов есть по-настоящему зрелые сочинения: «Калистрат» (из крестьянской жизни), «Семинарист» (сатирический портрет) и другие.
Важным этапом в творчестве Мусоргского стала работа над оперой «Борис Годунов». Осенью 1868 года в доме Л.И. Шестаковой, сестры Глинки, произошла его беседа с историком В.В. Никольским, который и предложил Модесту Петровичу взять в качестве сюжета для оперы историческую драму А.С. Пушкина «Борис Годунов». Мусоргский с жаром принялся за работу.

 

 

А. Головин. Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова

 

 

Он даже решил сам написать либретто. Шестакова подарила ему том сочинений Пушкина, в котором специально между страницами были вклеены листы чистой бумаги. На них композитор и написал текст первых четырех картин будущей оперы.
Он изучал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина и другие исторические книги.
Мысль о создании оперы «Борис Годунов» была в то время смелой и дерзкой. Историческую драму Пушкина, написанную накануне восстания декабристов, царская цензура запретила. Через тридцать лет после смерти поэта драму, наконец, разрешили поставить, но время было тревожное.Его интересовала роль народа в истории и роль личности в истории. Так возник образ царя Бориса — сильная трагическая личность, вызывающая и осуждение, и сочувствие. Возможно ли в музыке раскрыть мысли, чувства, психологию поступков мудрого правителя, нежно любящего отца и одновременно жалкого, ничтожного в своем тяжком преступлении страдающего человека? Трагедия Бориса потрясает. Он отвержен и одинок.

 

 

М. Бочаров. Эскиз декорации пролога оперы М. Мусоргского "Борис Годунов"

 

Летом 1870 года Мусоргский отнес клавир оперы в Мариинский театр. Сначала ответ был неопределенным, а через несколько месяцев он получил отказ, но с предложением доработать оперу. Композитор с прежним рвением принялся за вторую редакцию, многое переделал, дополнил, заново написал третий, «польский», акт. Опера еще не была завершена, но отдельные сцены уже звучали на вечерах в различных домах и даже в концертах. Отношение к музыке было разным. Одни, не понимая, резко критиковали и отвергали. Другие, более чуткие, вдумчивые, доброжелательные, восхищались. С волнением ждал Мусоргский второго решения дирекции театра, и опять отказ. Началась борьба за постановку «Бориса». Помогли преданные друзья. Сначала всего лишь три картины были исполнены на сцене Мариинского театра по настоянию певицы Ю.Ф. Платоновой, спевшей партию Марины Мнишек.

 

 

Сцена венчания на царство в современной постановке большого театра.

 

А через год в бенефис Платоновой прозвучала вся опера. И снова успех! Каждый следующий спектакль проходил при переполненном зале, и публика восторженно вызывала композитора. Так принимала оперу молодежь и прогрессивно настроенная публика. Но злобствовала в оскорбительных обвинениях официальная критика. Мусоргский испытывал боль и возмущение. В опере была правда жизни, истории, правда человеческих характеров.
После трагической смерти композитора опера прозвучала только четыре раза и затем 15 лет не исполнялась. Лишь в 1896 году ее постановку возобновили в новой редакции Н. Римского-Корсакова. Партию Бориса пел великий Ф.И. Шаляпин. Успех был огромный. В 1908 году Русская оперная труппа С. Дягилева показала «Бориса Годунова» в Париже. С этого времени опера вышла на сцены европейских театров и постепенно завоевала мировую известность как один из шедевров русской музыкальной классики.

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн