Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Александр Порфирьевич Бородин
26.09.2013 18:08

Это был человек редких дарований: талантливый химик, доктор, профессор Медикохирургической академии — и композитор. Его привлекал богатырский, героический характер русского человека, его патриотизм, мужественность. Поэтому в исторических сюжетах он воспевает величие, силу и благородство народа. Но в музыке Бородина есть вдохновенные лирические образы, покоряющие совершенной красотой. Все, что создано композитором, отличается классической стройностью формы, ясностью и высоким мастерством. Александр Порфирьевич Бородин родился в Петербурге. Химия и музыка вошли в его жизнь одновременно — в детстве учился играть на флейте, виолончели, фортепиано и интересовался химией. Его первые детские сочинения — полька для фортепиано, концерт для флейты, трио для двух скрипок и виолончели.

 

 

В 17 лет он поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию. Химия стала главной в его жизни, но он продолжает сочинять музыку. Но когда об увлечении музыкой своего студента узнал профессор Н.Н. Зинин, выдающийся ученый-химик. Закончив академию, Бородин занимается исследовательской работой, которая приносит ему известность в России и за рубежом. После защиты докторской диссертации (1859) он уезжает в Германию, Францию, Италию в научную командировку. Его друзьями были Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов. Но музыка всегда рядом — посещение концертов, музыкального театра, игра на виолончели и фортепиано, сочинение собственных произведений.

 

 

Вернувшись в Россию, он продолжает научную деятельность. В концертах Школы исполнялись произведения Глинки, композиторов «Могучей кучки», произведения Бетховена, Листа, Шумана, Берлиоза. В 1874—1881 годы школу возглавлял Римский-Корсаков.
18 апреля 1860 года в доме Л.И. Шестаковой, сестры М.И. Глинки, как обычно собрались
многие петербургские музыканты. Был среди них и А.П. Бородин. В тот вечер Бородин долго беседовал с В.В. Стасовым, который посоветовал ему необычный сюжет для оперы — «Слово о полку Игореве». Александра Порфирьевича историческая тема сразу увлекла, и они обсудили общий план произведения.

 

 

В. Васнецов. Битва

 

Неуемный, горячий в работе, В.В. Стасов той же ночью у себя дома написал сценарий и утром отправил его Бородину как основу для будущего либретто. И Бородин начал работу. Конечно, сначала над либретто. Без конца Бородин вчитывался в прекрасные, полные музыкальной распевности былинные строки поэмы.
Стасов приносил Бородину из Публичной библиотеки летописи, исследования о «Слове», половцах, русские эпические песни, произведения древней русской литературы — «Задонщину», «Сказание о Мамаевом побоище», эпические и лирические песни тюркских народов и другие материалы.
Летом 1869 года Бородин побывал недалеко от Путивля, на месте действия будущей оперы, и, вернувшись осенью в Петербург, сделал наброски некоторых номеров. Через год работа прекращается: Бородин занят научной, педагогической, общественной деятельностью. Лишь в 1874 году он возвращается к «Игорю»: изучаются Киевская, Ипатьевская и Лаврентьевская летописи и другие исторические работы, исследования о половцах, создаются новые музыкальные сцены. Бородин знакомит с ними своих друзей. Опера еще не закончена, но отдельные номера уже исполняются в концертах Бесплатной музыкальной школы.
...Идут годы. Произведение все еще не завершено. Правда, за это время написаны две симфонии, романсы. Определились I характеры главных действующих лиц: мужественный князь Игорь, защитник Русской земли; поэтичный образ верной и смелой Ярославны; тщеславный Галицкий — выразитель междоусобной борьбы между князьями. В величественных хоровых сценах показаны героические устремления народа.

 

Сочинение оперы затянулось на восемнадцать лет, и Бородин не успел ее завершить. Близкие друзья композитора — Н. Римский- Корсаков и А.К. Глазунов, — хорошо зная его планы, по черновикам закончили это грандиозное произведение.
Первое исполнение состоялось в Петербурге в 1890 году, затем в 1898 году оперу поставили в Москве в Большом театре, а в 1899 — в Праге. Она вошла в репертуар не только русских, но и зарубежных театров. Ею дирижировали С. Рахманинов, Н. Голованов... Оформляли такие выдающиеся художники, как К. Коровин, Н. Рерих.
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

«КНЯЗЬ ИГОРЬ»
...Площадь древнего Путивля. Над городом — ослепительный диск солнца. Народ, ратное войско славят Игоря. Мощно, по- богатырски звучит хор:
Солнцу красному слава, слава в небе у нас. Князю Игорю слава, слава, слава у нас на Руси.
Неожиданно начинается солнечное затмение. Звуки оркестра загадочны и таинственны. Взволнованный народ опускается на колени и с мольбой просит Игоря не ходить в поход. Затмение проходит — светлеет музыкальный колорит, и снова солнечный свет заливает Путивль.
Умиротворенна и тиха музыка в обряде прощания Ярославны с Игорем. Но вот появляется брат Ярославны — князь Галицкий. Его грубое разухабистое пение вызывает у всех осуждение. Наступает, наконец, торжественная минута — Игорь с дружиной и знаменосцами уходят в поход.

 

 

К. Рерих. Путивль. Эскиз декорации к опере "Князь Игорь"

 

...Двор Владимира Галицкого. Князь бражничает вместе со своей челядью. Довольный, надменный, он с ухмылкой и издевкой запевает песню:
Только б мне дождаться чести На Путивле князем сести...
Картину разгула у Галицкого композитор раскрывает через визгливые, бесшабашные плясовые мелодии и ритмы. ...Двор возле терема Ярославны. Проникновенное лирическое ариозо княгини передает ее тоску и печаль. Прибегают девушки и в хоре-плаче жалуются на Галицкого. А вот и сам Галицкий. Надменно и дерзко поет он о том, что собирается стать князем на Путивле. В этой гневной и одновременно мужественной мелодии слышны интонации будущей арии князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу».
Над Путивлем опускается вечер. Предчувствие недоброго слышится в затаенном и приглушенном звучании музыки. Неспешно входят бояре. Их хор напоминает старинные церковные песнопения. Они сообщают о поражении войска и пленении Игоря. Над Путивлем разносится колокольный звон — набат. Заполыхало зарево пожара — это половцы напали на Путивль. С плачем вбегают женщины, в их хоре будто изливается вся народная беда и скорбь. Но Ярославна, бояре, народ готовы выступить на защиту родной земли. ...Широкая бескрайняя степь. Небо расцвечено оранжево-фиолетовыми всполохами. Будто замерли от зноя половецкие шатры.

 

 

В. Фаворский. Гравюра к "Слову о полку Игореве"

 

В музыке растворились томительные ощущения восточной неги и покоя. Над степью разносится заунывное пение половецких девушек. Причудливая восточная мелодия напоминает витиеватые орнаментальные узоры. Безмятежный покой сменяется стремительной пляской девушек. Потом — любовная сцена Владимира, сына Игоря, и Кончаковны и героическая и драматическая ария Игоря. Тяжелые думы терзают Игоря. Сколько в музыке сдержанности, горечи понимания своей ошибки и страстного желания ее исправить:
О дайте, дайте мне свободу,
Ямой позор сумею искупить...
Спасуя честь свою и славу...

 

 

А. Бедлевич в роли Кончака

 

Покой душе князя приносит воспоминание о Ярославне: светло и поэтично звучит нежная лирическая мелодия.
А вот и сам Кончак, воинственный и хитрый, великодушный и благородный. Уважая русского князя, он всячески добивается его дружбы. Воинственные и благородные мелодии сменяются страстными и огненными. Начинаются пляски пленниц, мальчиков, мужчин — все насыщено восточным темпераментом, это настоящий вихрь танца, мир дикий и увлекающий.
...Снова Путивль. Над пустынной площадью горестно разносится плач Ярославны. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру. Как напоминает этот плач народные плачи и причитания, словно в той музыке свою скорбь выразили все русские женщины.
И плач Ярославны переходит в широкий и протяжный хор народа.
...Путивль. Начинается новый день, площадь оживает. Вдруг в музыке появляется стучащий ритм скачки, который становится все сильнее и громче. Приближаются два всадника — в одном из них Ярославна узнает Игоря! Праздничный перезвон наполняет город. Под величальное пение Игорь принимает хлеб-соль. В славлении Игоря — надежда на будущую победу над половцами.

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн