Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Александр Сергеевич Даргомыжский
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Александр Сергеевич Даргомыжский
26.09.2013 17:58

Творчество Даргомыжского развивалось в русле нового направления в русской культуре — критического реализма. Оно близко творчеству художника П.А. Федотова, писателей и поэтов Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского. Даргомыжский пристально вглядывается в своего героя, вслушивается в интонации его речи, пытаясь понять всю глубину внутреннего мира человека. Для него нет похожих людей, у каждого своя горькая судьба.

 

 

Герои его песен, романсов вовсе и не являются героями в привычном смысле этого слова. Это простые, обыкновенные люди — чиновники, разорившиеся дворяне, мелкие служащие, солдаты, оказавшиеся в силу своего социального положения в сложной жизненной ситуации. Даргомыжский слышит боль их сердца, несправедливую обиду и потому сострадает людям в своей музыке. Сострадает, обличая те социальные порядки, которые стали причиной несчастий этих людей. Иногда он показывает своего героя в юмористическом и даже сатирическом ракурсе, но за горькой иронией композитор скрывает трагедию человеческой жизни. Александр Сергеевич Даргомыжский родился в Тульской губернии в имении родителей. Его отец был чиновником. Четырех лет мальчика привезли в Петербург. Занятия музыкой начались через два года — сначала игра на фортепиано, затем на скрипке и уроки по вокалу. Композиторской техникой Даргомыжский овладел самостоятельно в результате изучения творчества многих композиторов, общения с М.И. Глинкой.

 

 

Уже в юные годы он получил известность в аристократических кругах как отличный пианист и исполнитель романсов. Под влиянием Глинки он начинает активно сочинять музыку — рождаются песни, романсы, инструментальная музыка.
В 1844—1845 годах он едет в Австрию, Германию, Бельгию, Францию. Вернувшись в Россию, Даргомыжский создает свои лучшие произведения: оперу «Русалка» и многочисленные романсы и песни. «Русалка» — первая русская психологическая бытовая музыкальная драма. В опере показан напряженный социальный конфликт, сложные психологические характеры Наташи, князя, Мельника. Вся острота драматического действия передана в музыке: волнение, тревога, надежда, любовь, сомнение и отчаяние — те чувства, которые переполняют оскорбленное сердце девушки. Опера была поставлена в Петербурге (1856), но отношение к ней было различным: одни критиковали, другие восторгались — и среди них был замечательный русский критик A.B. Серов.

 

 

Ф. И. Шаляпин в роли Мельника в опере "Русалка"

 

В 1859 году был основан сатирический журнал «Искра», и Даргомыжский принимает участие в его издании, подготавливая музыкальные материалы. Журнал был направлен против крепостничества и способствовал нарастанию революционного подъема. Еще одну поездку в Европу Даргомыжский совершил в 1864—1865 годах. В Брюсселе с огромным успехом прошел концерт из его произведений. Последние годы композитор, окруженный признанием, живет в Петербурге. Состоялась новая постановка «Русалки», которая принесла огромный успех ее автору. Он общается с молодыми композиторами — М.А. Балакиревым,
А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским,
Н.А. Римским-Корсаковым. Его избирают на пост председателя Петербургского отделения Русского музыкального общества. Среди новых произведений композитора — опера «Каменный гость». Она написана на основе подлинного текста маленькой трагедии А.С. Пушкина (не переработанного в оперное либретто, где пишутся специально тексты для арий, дуэтов и других вокальных ансамблей, хоров). Реформаторское значение этой оперы заключается в максимальном приближении музыки к литературе, художественному слову.
Но самая важная часть творческого наследия композитора — это песни и романсы.
Их содержание удивительно разнообразно. Жанровая комедийная сценка «Мельник» на слова А.С. Пушкина почти зримо рисует диалог между возвратившимся домой пьяным мельником и его женой, которая в свое оправдание убеждает мужа в том, что сапоги со шпорами — это ведра!

 

 

Песня «Лихорадушка» написана в характере бойкой народной песни и с горечью раскрывает судьбу униженной простой русской женщины.
Фантазия-баллада «Свадьба» (на слова А.В. Тимофеева) — это прославление независимого от церковного брака чувства любви, своеобразный вызов общественным законам.
В драматической песне-сценке «Старый капрал» на слова B.C. Курочкина (вольный перевод из Беранже) показан последний день жизни русского солдата. Старого капрала ведут на казнь: он оскорбил офицера. За время пути капрал вспоминает свою жизнь, мать. Это потрясающая по драматизму музыкальная сцена, где каждая музыкальная интонация подобна штриху художника в скупом и строгом графическом портрете.

 

С большой психологической глубиной композитор передает переживания маленького человека, в котором столько благородства и человеческого достоинства. Не случайно М. Мусоргский назовет его «учителем правды». Комические, сатирические песни «Червяк» на слова B.C. Курочкина (вольный перевод из Беранже) и «Титулярный советник» на слова П.И. Вейнберга раскрывают образ льстивого чиновника и его выслуживание перед высокими чинами. И снова музыкальный портрет нарисован через воплощенную в звуках интонацию речи — то умилительно заискивающую, то высокомерно-важную, когда речь идет о высоких чинах и положениях в обществе.
Романс «Я вас любил» на слова Пушкина — пример любовной лирики Даргомыжского. К этому стихотворению обращались многие композиторы, писавшие в жанре бытового романса. Но Даргомыжский раскрывает пушкинские строки с напряженной страстностью и драматизмом.
В любовной сценке «Ночной зефир» на стихи Пушкина тонко и точно композитор рисует две картины: испанскую ночную природу, бурное тревожное движение реки Гвадалквивир и изящную, полную страсти сцену-свидание.
В лирико-психологических монологах Даргомыжский создает удивительно выразительную вокальную мелодию, в которой интонации и ритмы каждого слова сплетаются в широкую мелодическую линию. Музыка передает всю глубину драматических переживаний героев.
Восточный романс «Вертоград» на слова Пушкина воссоздает в звуках картину дивного восточного сада и чувство восторженного любования им.


СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
A.C. Даргомыжский рассказывал в автобиографических записках о первых своих сочинениях:
< Я начал учиться музыке семи лет... Первым моим учителем была молодая девушка Луиза Вольгеборн, которая меня только целовала и ничему не выучила. Вторым — упрямый... Адриан Трофимович Данилевский, который постоянно преследовал меня за то, что я на одиннадцатом году своего возраста сочинял различные рондо, вариации и даже романсы.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
АРХИВАРИУС
В середине XIX века происходят важные события в музыкальной жизни России. В 1859 году по инициативе А. Рубинштейна было основано Русское музыкальное общество в Петербурге (с 1869 года — Императорское русское музыкальное общество). Оно ставило перед собой цель «развития музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Симфонические и камерные концерты этого Общества имели просветительский характер — сделать музыку достоянием широких демократических кругов.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А. ДАРГОМЫЖСКОГО:
опера-балет «Торжество Вакха», оперы — «Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость»; для оркестра — шутка-фантазия «Баба-яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия»; произведения для фортепиано; романсы, песни, хоры.


СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
В исполнении фортепианной пьесы А. Даргомыжского «Славянская тарантелла», - вписанной им в веселую «фугу, может принять вообще любой человек, не знающий нотной грамоты, не имеющий слуха и даже не умеющий играть на фортепиано. Дело в том, что вся басовая партия в этой пьесе состоит из одной ноты, повторяющейся в разных составах. Вполне понятно, что  «Тарантеллу» можно исполнять в четыре руки даже с неподготовленным «пианистом».

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн