Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский (1840-1892) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Петр Ильич Чайковский
26.09.2013 18:14

Когда мы говорим о русской музыке, то одним из первых называем имя Петра Ильича Чайковского. Оно окружено особой атмосферой сердечности и доброты.
Музыка Чайковского — это музыка о России и для России. Творчество П.И. Чайковского — вершина психологического реализма в русской музыке XIX века.
...В мае 1877 года у Чайковского произошла встреча у певицы Е.А. Лавровской, которая определила сюжет его будущей оперы.
Он с нетерпением ждет, когда в консерватории закончатся экзамены, и, освободившись от своих педагогических обязанностей, приступит к созданию оперы. Чайковский переезжает на дачу к Шиловским недалеко от Москвы. Композитор строго распределил день, работал очень сосредоточенно. Ничто не мешало его творчеству, и новое произведение рождалось быстро и легко.
Но произошло неожиданное... Неблагоприятно сложившиеся обстоятельства прервали работу над оперой и Чайковский, совершенно больной, вынужден уехать за границу для лечения, сначала в Швейцарию, а потом в Италию.
Спустя некоторое время Чайковский вернулся к работе над оперой и завершил ее. Чайковский предлагает свою оперу для постановки в Московской консерватории — об этом он думал еще в пору работы над ней.

 

 

Перед началом генеральной репетиции Чайковский вошел в театр. Студенты были рее в костюмах, сцена ярко освещена. Петр Ильич скромно сел в уголке затемненного зрительного зала и с волнением прослушал всю оперу. Во время антрактов он встретился с Н. Г. Рубинштейном, который признался, что влюблен в эту музыку, а С.И. Танеев был настолько поражен услышанным, что разрыдался.
На следующий день, 17 марта 1879 года, на сцене Малого театра была премьера «Евгения Онегина». Дирижировал Н.Г. Рубинштейн. Перед началом спектакля он пригласил Петра Ильича выйти на сцену. Взволнованному Чайковскому под всеобщее рукоплескание публики преподнесли венок. Оперу приняли восторженно. «Евгений Онегин» Чайковского — это лирическая поэма о любви, счастье, взлетах и падениях человеческих судеб, страстей. Кажется, нужно совсем немного для счастья Татьяны, Ленского, Онегина — но что-то мешает, что-то становится преградой. Каждый герой переживает горькое разочарование, крушение надежд.

 

 

 

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
Юрий Львович Давыдов, племянник Чайковского, в одном из писем вспоминал: «О том, как создавался альбом, я помнить не могу, но как играл для нас дядя Петя разные пьески из него, я помню. Мы много раз маршировали и плясали под его музыку...
Мы каждый раз с нетерпением ожидали его приезда в Каменку. Мы знали, что с дядей Петей в дом придет веселье и радость. Лучшего затейника всяких игр, пикников (выездов с самоваром и чаем в лес) — я не знаю... Устраивались разные балы, и у рояля неизменно сидел дядя Петя. Его сменяли только для того, чтобы и он смог потанцевать... Петр Ильич очень любил детей.
Он говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни». Но как ни баловал он нас, он всегда требовал от нас прилежания, аккуратности, усидчивости в работе.

 

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
...Задумчивая, робкая мелодия оркестрового вступления сплетается из звуков скрипок, кларнетов, фаготов, напоминая вздохи — это тема девичьих мечтаний Татьяны.

 

 

Я. Штоффер. Эскиз декорации к опере "Иоланта"

 

Порывистое, взволнованное развитие музыки неожиданно обрывается в недосказанности.
...С приездом Онегина все перевернулось в душе Татьяны. Мелодия девичьих мечтаний будто затрепетала в беспокойстве и ожидании — так оркестр, как внутренний голос, голос души Татьяны, выдает ее состояние. Стремительно развиваются события оперы. Как непохожи Татьяна и Онегин! Размеренно, спокойно и холодно звучание арии Онегина, а Татьяна переполнена счастьем — и тема девичьих мечтаний будто парит от восторга и ликования в широком звучании оркестра.

 

 

П. Вильямс. Эскиз декорации к опере "Евгений Онегин"

 

Окрылен любовью и Ленский — восторженная лирическая мелодия словно кружится в вальсе.
...В тишине летней ночи пишет Татьяна письмо Онегину. Неудержимо-страстный поток музыки передает ее состояние. В этой сцене почти нет внешнего действия, но слушатель находится во власти музыки. Задумчивые и сдержанные, порывистые и бурные, неуверенные и снова радостные — целая вереница мелодий раскрывает внутреннее состояние Татьяны, красоту ее чувств. Наступает рассвет. Открыв окно, Татьяна слышит безмятежный наигрыш пастушка.
В нем — радость жизни, нового дня. Но что сулит ей новый день?

 

 

И. Рабинович. Эскизы костюмов к опере "Евгений Онегин"

 

Разочарованный и уставший от петербургской жизни Онегин холоден и равнодушен к ее чувству. Всё тот же сдержанно-учтивый и благородный тон, но при этом откровенный и искренний. Татьяна молчалива, и даже оркестр, ее «внутренний голос», не раскрывает состояния Татьяны. Беззаботный хор девушек «Девицы-красавицы» только подчеркивает ее одиночество.

 

 

Петербургская концерватория

 

...Лето сменилось осенью. Наступила зима. В доме Лариных бал по случаю именин Татьяны. Приглушенно, как воспоминание, прозвучала одна из ее лирических тем. Чувство к Онегину стало душевной раной, глубокой болью.

 

 

П. Вильямс. Эскиз декорации к опере "Евгений Онегин"

 

Гости танцуют вальс, затем мазурку — но это не может развеять предчувствия недоброго. Происходит ссора друзей. Гибнут идеальные юношеские мечты Ленского. Тихо, но властно прозвучала зловещая фанфара медных инструментов. Как похожа она на тему рока, судьбы из Четвертой симфонии Чайковского, которая создавалась одновременно с оперой! Последняя встреча Ленского и Онегина перед дуэлью потрясает трагизмом. Невысказанные вслух мысли о примирении, недоумение о происходящем и невозможность возврата к прежней дружбе — все это пронизывает музыку дуэта. Оркестровое сопровождение сковано поступью траурного марша.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ
АРХИВАРИУС
Первая русская консерватория открылась в Петербурге в 1862 году, ее основателем стал выдающийся русский дирижер, пианист, композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Через четыре года, по инициативе Николая Григорьевича Рубинштейна, тоже замечательного русского пианиста и дирижера, открылась консерватория в Москве.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВАРИУС
Учеником и другом П. Чайковского был С. Танеев (1856—1915) — автор кантат «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма». Танеев — мастер полифонического письма. Его творчество близко И.С. Баху — не случайно композитора называли «русским Бахом».
«Теперь сходитесь», — прозвучала реплика секунданта. Как возмущение и негодование против вопиющей несправедливости взрывается шквал звуков в оркестре. Роковой выстрел... Ленский мертв. Скорбно оплакивает оркестр случившееся, в последний раз «пропевая» мелодию Ленского. Прошли годы. Нашел ли свое счастье Онегин? Светский бал в Петербурге. Блестящий полонез сменяется благородной вальсовой темой — на балу появляется княгиня Гремина. В этой новой изысканной мелодии улавливаются знакомые черты: особая прелесть, чистота и поэтичность лирических тем Татьяны. Неожиданная встреча потрясла Онегина.
За внешней официальной сдержанностью короткого диалога — князь Гремин представляет Онегину свою жену — скрывается целая гамма чувств. Татьяна не забыла Онегина...
Ее состояние выдает оркестр пылким звучанием темы любви. Онегин не в силах скрыть своего восхищения. Конечно же! Эта мелодия уже прозвучала раньше, в сцене письма Татьяны, но теперь она раскрывает состояние Онегина...
Музыка последней встречи Онегина и Татьяны написана психологически тонко: в ней непостижимое богатство оттенков и нюансов — грусть и боль о безвозвратно ушедшем, страстное желание любви и горечь о невозможности счастья.
Последние слова Онегина полны драматизма и отчаяния.«КОНЦЕРТЫ»


Каждое произведение — это частица жизни композитора, плод его фантазии, размышлений, переживаний. Но любое музыкальное произведение имеет два дня рождения: первый связан с его созданием, второй — с исполнением. Нередко второе рождение наступает не сразу, проходят годы. И не всегда судьба его бывает счастливой.
...1874 год. Чайковский — профессор Московской консерватории. Среди его многочисленных друзей — Николай Григорьевич Рубинштейн, самый авторитетный человек в музыкальной жизни Москвы, основатель Московской консерватории, ее директор и профессор по классу фортепиано, прекрасный пианист и дирижер.
Под управлением Рубинштейна прозвучали многие симфонические произведения Чайковского, он блестяще исполнял и его фортепианную музыку. Композитор очень дорожил дружбой этого человека, высоко ценя его как музыканта. Уже около двух месяцев Чайковский работал над Первым концертом. Ему хотелось написать произведение не только яркое, интересное по содержанию, но и удобное для исполнения. Чайковский сам был хорошим пианистом, исполнял сложные произведения, требующие виртуозной техники, но играл только для себя или в узком кругу друзей, никогда не выступая в публичных концертах.


Они зашли в один из классов консерватории. Чайковский сел за рояль. Он очень волновался, ожидая строгого, но справедливого суда. Отношение Рубинштейна к Концерту оказалось совершенно неожиданным.
Когда Петр Ильич закончил играть первую часть, тот не проронил ни слова. Молча отнесся ко второй и третьей частям. На вопрос Чайковского: «Ну что же?» — Рубинштейн, немного помедлив, в довольно резких тонах выразил свое отрицательное мнение. Он нашел Концерт никуда не годным и невозможным для исполнения. Композитор долго переживал происшедшее... Но Концерт был вскоре издан, и Чайковский переслал ноты известному немецкому пианисту и дирижеру Гансу фон Бюлову. Они не были лично знакомы, но композитор знал, что Бюлов с большой симпатией относится к его музыке и потому посвятил ему свое произведение. В ответ Петр Ильич получил письмо: «Я горжусь честью, оказанною мне посвящением этого капитального творения, восхитительного во всех отношениях».
Бюлов стал первым исполнителем Концерта. Это событие произошло в Бостоне. В России концерт прозвучал через несколько месяцев, сначала в Петербурге, а затем в Москве в исполнении Сергея Танеева, молодого ученика Чайковского по консерватории. Наконец наступает памятный день —
10 марта 1878 года. Концерт впервые исполнил Н.Г. Рубинштейн. Чайковский в это время находился в Кларане (Швейцария) и писал оттуда дирижеру Альтани: «Поблагодари Н.Г. за концерт. Он оказывает большую услугу исполнением его. Это известие мне было очень, очень приятно». Рубинштейн с большим успехом исполнил концерт и с того дня стал одним из лучших его исполнителей.
Концерт звучал много раз при жизни композитора и нередко под руководством самого Чайковского. Прозвучал он и в последнем выступлении Чайковского- дирижера за несколько дней до его смерти.


В тот вечер Концерт сыграла немецкая пианистка А. Аус-дер-Оэ.
...В декабре 1876 года композитор приступил к созданию Вариаций на тему рококо.
В них Чайковский выразил свою симпатию к прошлому, XVIII веку. «...Было время, когда наши бабушки млели от восторга при звуках концерта для флейты, а дедушки разевали рты от удивления, слушая, как заезжий фаготист изумлял публику чудесами своего виртуозного искусства», — писал он не без добродушной иронии.
Композитор использовал характерные приемы музыки прошлого столетия: подчеркнутую ясность, строгость мелодического рисунка, изящество и грациозность темы. Но одновременно в музыке Вариаций много русской песенности, широты и проникновенного лиризма.
Вариации были посвящены виолончелисту В.Ф. Фитценгагену, другу Петра Ильича,— первому и единственному при жизни композитора исполнителю этого сочинения.
С большим успехом Вариации прозвучали в Москве, а затем и за рубежом. «Вашими вариациями я произвел фурор. Я так понравился, что меня три раза вызывали...» — писал Фитценгаген Чайковскому после выступления на Висбаденском фестивале. ...Кларан, 1878 год. 6—18 марта. Из письма Чайковского к брату Анатолию: «Все утро сидел за скрипичным концертом, который начал вчера, и до такой степени увлекся, что бросил покамест сонату. Хочу воспользоваться присутствием Котека здесь. Это будет для меня новая и трудная работа, но зато интересная».
И. Котек — скрипач, друг и ученик Петра Ильича по консерватории. Год назад Чайковский написал по его просьбе скрипичную пьесу «Вальс-скерцо» и посвятил ему. Теперь, когда композитор решил написать концерт для скрипки, то большим подспорьем было присутствие в Кларане Котека — ведь Чайковский никогда не играл на этом инструменте.
Наступают теплые апрельские дни, и композитор переезжает в Россию. Судьба концерта беспокоит его. Только через два года концерт был сыгран скрипачом А. Бродским, работавшим с Чайковским в Московской консерватории. Бродский писал о концерте: «Что за прелесть! Можно играть без конца и никогда не надоест! Это очень важное условие, чтобы преодолеть его трудности». Бродский играл концерт с успехом в Лондоне, а вскоре, в августе 1882 года, — в России, тоже с огромным успехом. «Это было настоящее торжество русского искусства», — писала газета «Русские ведомости».


МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВАРИУС
Одно из величайших созданий Чайковского — Шестая симфония. Написанная незадолго до смерти, она стала вершиной творчества и лебединой песней композитора. Композитор назвал ее «Программной», но после первого исполнения его брат Модест Ильич предложил назвать ее «Патетической». Программа для всех осталась тайной — Чайковский никому не поведал ее, — но замысел композитора воплотился в звуках. Это симфония—трагедия. Ее содержание раскрывается от драматического накала борьбы первой части к траурно-скорбному финалу.


КОНКУРС ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО
Один раз в четыре года, начиная с 1958, в нашу страну съезжаются молодые музыканты из разных стран мира. Звучит музыка разных стран, эпох, стилей: Бах и Рахманинов, Шопен и Скрябин, Бетховен и Шостакович, Моцарт и Прокофьев. Но во всех трех турах по всем специальностям обязательно исполняют произведения Чайковского.

 

 

На первом Международном конкурсе музыкантов-исполнителей им. П. И. чайковского

 

Например, на первом туре пианистов — это отдельные пьесы из цикла «Времена года», «Думка», на втором — Большая соната, Вариации фа мажор, на третьем — Первый или Второй концерты для фортепиано с оркестром. Скрипачи на первом туре обязательно играют «Вальс-скерцо», на втором — «Меланхолическую серенаду» или «Мелодию», «Размышление» или «Скерцо», на третьем — Концерт для скрипки с оркестром. Обязательные произведения для виолончелистов — «Пеццо каприччиозо», Вариации на тему рококо.

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
П.И. Чайковский написал первый романс, когда ему было четыре года. Романс состоял из одной строчки: «Наша мама в Петербурге».

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн