Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  569
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  651
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  733
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  740
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  552
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский (1840-1892) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Петр Ильич Чайковский
26.09.2013 18:14

Когда мы говорим о русской музыке, то одним из первых называем имя Петра Ильича Чайковского. Оно окружено особой атмосферой сердечности и доброты.
Музыка Чайковского — это музыка о России и для России. Творчество П.И. Чайковского — вершина психологического реализма в русской музыке XIX века.
...В мае 1877 года у Чайковского произошла встреча у певицы Е.А. Лавровской, которая определила сюжет его будущей оперы.
Он с нетерпением ждет, когда в консерватории закончатся экзамены, и, освободившись от своих педагогических обязанностей, приступит к созданию оперы. Чайковский переезжает на дачу к Шиловским недалеко от Москвы. Композитор строго распределил день, работал очень сосредоточенно. Ничто не мешало его творчеству, и новое произведение рождалось быстро и легко.
Но произошло неожиданное... Неблагоприятно сложившиеся обстоятельства прервали работу над оперой и Чайковский, совершенно больной, вынужден уехать за границу для лечения, сначала в Швейцарию, а потом в Италию.
Спустя некоторое время Чайковский вернулся к работе над оперой и завершил ее. Чайковский предлагает свою оперу для постановки в Московской консерватории — об этом он думал еще в пору работы над ней.

 

 

Перед началом генеральной репетиции Чайковский вошел в театр. Студенты были рее в костюмах, сцена ярко освещена. Петр Ильич скромно сел в уголке затемненного зрительного зала и с волнением прослушал всю оперу. Во время антрактов он встретился с Н. Г. Рубинштейном, который признался, что влюблен в эту музыку, а С.И. Танеев был настолько поражен услышанным, что разрыдался.
На следующий день, 17 марта 1879 года, на сцене Малого театра была премьера «Евгения Онегина». Дирижировал Н.Г. Рубинштейн. Перед началом спектакля он пригласил Петра Ильича выйти на сцену. Взволнованному Чайковскому под всеобщее рукоплескание публики преподнесли венок. Оперу приняли восторженно. «Евгений Онегин» Чайковского — это лирическая поэма о любви, счастье, взлетах и падениях человеческих судеб, страстей. Кажется, нужно совсем немного для счастья Татьяны, Ленского, Онегина — но что-то мешает, что-то становится преградой. Каждый герой переживает горькое разочарование, крушение надежд.

 

 

 

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
Юрий Львович Давыдов, племянник Чайковского, в одном из писем вспоминал: «О том, как создавался альбом, я помнить не могу, но как играл для нас дядя Петя разные пьески из него, я помню. Мы много раз маршировали и плясали под его музыку...
Мы каждый раз с нетерпением ожидали его приезда в Каменку. Мы знали, что с дядей Петей в дом придет веселье и радость. Лучшего затейника всяких игр, пикников (выездов с самоваром и чаем в лес) — я не знаю... Устраивались разные балы, и у рояля неизменно сидел дядя Петя. Его сменяли только для того, чтобы и он смог потанцевать... Петр Ильич очень любил детей.
Он говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни». Но как ни баловал он нас, он всегда требовал от нас прилежания, аккуратности, усидчивости в работе.

 

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
...Задумчивая, робкая мелодия оркестрового вступления сплетается из звуков скрипок, кларнетов, фаготов, напоминая вздохи — это тема девичьих мечтаний Татьяны.

 

 

Я. Штоффер. Эскиз декорации к опере "Иоланта"

 

Порывистое, взволнованное развитие музыки неожиданно обрывается в недосказанности.
...С приездом Онегина все перевернулось в душе Татьяны. Мелодия девичьих мечтаний будто затрепетала в беспокойстве и ожидании — так оркестр, как внутренний голос, голос души Татьяны, выдает ее состояние. Стремительно развиваются события оперы. Как непохожи Татьяна и Онегин! Размеренно, спокойно и холодно звучание арии Онегина, а Татьяна переполнена счастьем — и тема девичьих мечтаний будто парит от восторга и ликования в широком звучании оркестра.

 

 

П. Вильямс. Эскиз декорации к опере "Евгений Онегин"

 

Окрылен любовью и Ленский — восторженная лирическая мелодия словно кружится в вальсе.
...В тишине летней ночи пишет Татьяна письмо Онегину. Неудержимо-страстный поток музыки передает ее состояние. В этой сцене почти нет внешнего действия, но слушатель находится во власти музыки. Задумчивые и сдержанные, порывистые и бурные, неуверенные и снова радостные — целая вереница мелодий раскрывает внутреннее состояние Татьяны, красоту ее чувств. Наступает рассвет. Открыв окно, Татьяна слышит безмятежный наигрыш пастушка.
В нем — радость жизни, нового дня. Но что сулит ей новый день?

 

 

И. Рабинович. Эскизы костюмов к опере "Евгений Онегин"

 

Разочарованный и уставший от петербургской жизни Онегин холоден и равнодушен к ее чувству. Всё тот же сдержанно-учтивый и благородный тон, но при этом откровенный и искренний. Татьяна молчалива, и даже оркестр, ее «внутренний голос», не раскрывает состояния Татьяны. Беззаботный хор девушек «Девицы-красавицы» только подчеркивает ее одиночество.

 

 

Петербургская концерватория

 

...Лето сменилось осенью. Наступила зима. В доме Лариных бал по случаю именин Татьяны. Приглушенно, как воспоминание, прозвучала одна из ее лирических тем. Чувство к Онегину стало душевной раной, глубокой болью.

 

 

П. Вильямс. Эскиз декорации к опере "Евгений Онегин"

 

Гости танцуют вальс, затем мазурку — но это не может развеять предчувствия недоброго. Происходит ссора друзей. Гибнут идеальные юношеские мечты Ленского. Тихо, но властно прозвучала зловещая фанфара медных инструментов. Как похожа она на тему рока, судьбы из Четвертой симфонии Чайковского, которая создавалась одновременно с оперой! Последняя встреча Ленского и Онегина перед дуэлью потрясает трагизмом. Невысказанные вслух мысли о примирении, недоумение о происходящем и невозможность возврата к прежней дружбе — все это пронизывает музыку дуэта. Оркестровое сопровождение сковано поступью траурного марша.

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн