Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  416
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  397
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  530
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  508
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  440
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Николай Андреевич Римский-Корсаков
26.09.2013 18:11

Имя Н.А. Римского-Корсакова стоит в одном ряду с лучшими представителями русского искусства второй половины XIX века. Выдающийся композитор, дирижер, педагог, человек идеально честный, благородный и принципиальный. Это — один из самых поэтичных, светлых композиторов, воспевающий красоту и радость жизни, утверждающий прекрасное в мире. В его музыке запечатлелись различные картины природы, народные обряды, сказки, былины, песни, раскрывающие своеобразие народного творчества. Композитор создавал глубокие по силе выражения лирикопсихологические оперы («Псковитянка», «Царская невеста» и др.).

 

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Тихвине, небольшом городке Новгородской губернии. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его в Петербург и определил в Морской корпус, готовивший офицеров военно-морского флота. Муштра, кадетский дух казенных учебных заведений вызывал антипатию у будущего композитора. В письмах к родным он просил: «Когда будете ко мне писать, то более всего описывайте садов и вообще растительности, насекомых и прочее».
В Петербурге юноша посещает оперный театр, где слушает оперы западноевропейских композиторов, оперу М. Глинки «Иван Сусанин». Опера стала его любимым жанром.

 

 

В Петербурге он знакомится с М.А. Балакиревым и становится членом музыкального кружка «Могучая кучка». Под руководством Балакирева он изучает теорию музыки, основы композиторского письма, начинает писать первую симфонию. Закончив Морской корпус, Римский- Корсаков отправляется в длительное плавание на клипере «Алмаз» и продолжает заниматься музыкой. Через много лет в своих воспоминаниях он напишет: «Чудная погода, ровный, теплый ветер, легко взволнованное море... Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим свечением ночью».

 

 

И. Билибин. Эскиз декорации к опере "Золотой петушок"

 

Когда плавание окончилось, Римский-Корсаков, получив офицерский чин, был назначен на береговую службу. И конечно, возобновляются встречи с М. Балакиревым, М. Мусоргским, А. Бородиным, Ц. Клои,
В. Стасовым. Начинается период интенсивного музыкального образования и творчества: закончена и исполнена в концерте Первая симфония. Премьера прошла весьма успешно, и это окрылило молодого композитора. Одно за другим рождаются новые симфонические произведения и оперы. Композитор завершает неоконченную оперу А. Даргомыжского «Каменный гость», составляет два сборника русских народных песен, преподает в Петербургской консерватории.
Николай Андреевич оставляет морскую службу и переходит на работу музыкальным инспектором духовых оркестров, становится главой Бесплатной музыкальной школы и выступает в качестве дирижера. Через несколько лет он — помощник управляющего в Придворно-Певческой капелле, руководит «Русскими симфоническими концертами», возглавляет Беляевский кружок, куда входили многие петербургские композиторы. В это же время Римский-Корсаков заканчивает и подготавливает к изданию незавершенные оперы М. Мусоргского («Хованщину») и А Бородина («Князь Игорь»).

 

 

м. Врубель. Царевна-Лебедь

 

За 13 лет композитор написал 11 опер. Предреволюционные события 1905 года отразились в опере «Кащей Бессмертный», которая воспринималась современниками как политическая аллегория. Студенты петербургской консерватории, исполнив оперу, устроили композитору чествование, которое вылилось в политическую демонстрацию. За поддержку революционно настроенных студентов композитор был уволен из консерватории — но в знак протеста из консерватории ушли А. Глазунов и А. Лядов. Только с избранием Глазунова директором консерватории, по решению художественного совета на свои должности пригласили Римского-Корсакова и других профессоров.

 

 

ию Глазунов и Римский-Корсаков

 

НА. Римского-Корсакова по праву можно назвать великим музыкальным сказочником: никто из русских композиторов не уделил в своем творчестве столько внимания сказке. Одна из лучших его опер — «Снегурочка» (1880).
Давным-давно придумал русский народ сказку о Снегурочке. Незамысловатая сказка под пером великого драматурга АН. Островского превратилась в романтическую поэму о любви, о счастье, красоте. ...Николай Андреевич жил в деревне Стелево и с увлечением работал над новой оперой. Сюжет «Снегурочки» с такой силой захватил его, что музыка рождалась естественно... Чудесная весенняя сказка заново возникала в музыкальных образах, полных поэзии и очарования. В колоритных бытовых сценах зазвучали подлинные мотивы народных песен, фантастические картины превратились в таинственные, завораживающие музыкальные феерии. Дивными мелодиями наделил Римский-Корсаков Снегурочку.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ
АРХИВАРИУС
Появление Московского частного театра русской оперы С. Мамонтова в Москве (1885 г.) и привлечение туда художников-передвижников изменили стиль театральных постановок. Здесь ставились выдающиеся русские оперы, которые игнорировались императорскими театрами. Особое внимание обращалось на оформление спектакля. Декорации писали В. Поленов, В. Васнецов,
В. Серов. Эти имена составили славу русской реалистической театральной живописи. Незабываемое впечатление оставляло оформление В. Васнецова к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Открывался занавес и... художник уводил зрителей в таинственно притихший заснеженный лес, в прозрачную синеву морозной ночи, опустившейся на берендеево царство. Увлекала мозаичная красочность «берендеевой слободки» и «палат Берендея». Неисчерпаемая гамма сочных и глубоких тонов сине- зеленых, охристо-желтых передавала сказочную природу «Ярилиной долины». Белоснежные, голубоватопалевые оттенки одежды Снегурочки подчеркивали холодную нежность ее облика; красные, желтые, черные тона костюмов Купавы и Мизгиря выявляли их яркие характеры. Мастерство художника и глубокое знание исторического и этнографического материала помогли Васнецову создать впечатляющий образ спектакля.

 

МУЗЫКАЛНЫЙ АРХИВАРИУС

В 80-е годы XIX века вокруг Н. Римского-Корсакова складывается «беляевский кружок», организованный крупным меценатом М.П. Беляевым. В этот кружок входили А. Глазунов, А. Лядов, Н. Черепнин и другие композиторы.
Их творческое внимание было направлено в основном на камерную инструментальную музыку. Многие члены этого кружка были учениками и друзьями Римского-Корсакова, во многом продолжили его идеи симфонический музыки. Наиболее значительные из них — А. Глазунов (1865—1936) — автор балета «Раймонда», восьми симфоний и других произведений — и А. Лядов (1855— 1914), написавший симфонические миниатюры «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро».

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн