Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Арнольд Шенберг
Арнольд Шенберг (1874-1951) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Арнольд Шенберг
17.09.2013 16:16

Один из крупнейших австрийских композиторов XX века, педагог, дирижер, художник, глава Новой венской школы, Шёнберг в 1903—1924 годы жил преимущественно в Вене, затем в Берлине, а в 1933 году эмигрировал в Лос-Анджелес. Живя в Вене, Шёнберг объединил вокруг себя своих учеников — А. Берга, А. Веберна, Э. Веллеса, X. Эйслера. В сложной общественной обстановке протекало их творчество, тесно связанное с экспрессионизмом. На первый план выходит тема скорби и протестующего пафоса против трагедии маленького человека, сострадание к нему (опера «Воццек» Берга, кантата «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга).


Сложный мир и действительность XX века воплотились в трагических и весьма субъективных образах. На творчество Шёнберга оказали влияние символизм, поздний романтизм и развивающийся экспрессионизм. В начале творческого пути композитор создает романтический струнный секстет «Просветленная ночь», симфоническую поэму «Пеллеас и Мелизанда» и другие произведения, в которых еще сохраняются традиции немецкого романтизма Р. Вагнера, И. Брамса, Г. Малера, Р. Штрауса. Но уже в них сильно
усложняется гармония, обостряется эмоциональность,

 

 

повышается экспрессия. В музыке теряется ощущение тональности, тонального центра, утверждаются образы тревожных предчувствий и страха (монодрама «Ожидание»), гротескные экзальтированные образы (мелодрама «Лунный Пьеро»).

 

 

Шёнберга интересовал поиск новых выразительных средств в музыке, что, естественно, приводило к отказу от традиций. Он стал создателем новой музыкальной системы, новой композиторской техники — додекафонии (от греческого «двенадцать звуков»), при которой развитие музыки, ее ткань строится на повторении серии из двенадцати музыкальных хроматических звуков. Этот метод композитор широко использует в произведениях 1920-х — 1930-х годов: сюите для фортепиано, вариациях для оркестра, третьем и четвертом струнных квартетах, концерте для скрипки с оркестром, концерте для фортепиано с оркестром.

 

 

П. Клее. Цветная конструкция с элементами графики.

 

Додекафония основана на новом понимании музыкальной выразительности, законов музыкального мышления и эстетики. Композитор утверждает, что главное в музыке — ее звучание, не связанное с действительностью и реальными образами. Это новое для музыки положение стало предметом бурных споров среди музыкантов. Хотя сам Шёнберг сочетал додекафонную технику с тональными принципами письма и классическими формами: рондо, вариации, соната.
Приемы же додекафонии использовались и как выразительное средство, создающее гнетущие, скорбные, трагические образы. События Второй мировой войны отражены в таких произведениях композитора, как «Ода Наполеону» и кантата «Уцелевший из Варшавы» (1947), повествующей о человеке, бежавшем из варшавского гетто.
Музыка Шёнберга экспрессивно-эмоциональна и одновременно рационалистически конструктивна. В ней господствуют мрачные трагические образы — так композитор протестует против насилия над гуманным, светлым, человеческим началом.
Творчество Шёнберга оказало огромное влияние на развитие музыки XX века.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А. ШЁНБЕРГА:
оперы — «Счастливая рука», «С сегодня на завтра», «Моисей и Аарон», монодрама «Ожидание»; оратория «Лестница Иакова» (неокончена); кантаты — «Песни Гурре», «Уцелевший из Варшавы»; для голоса с инструментальным ансамблем — «Побеги сердца», «Лунный Пьеро», «Ода Наполеону»; для оркестра — симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», 2 камерные
симфонии; концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром; фантазия для скрипки с оркестром; струнное трио, 4 струнных квартета, квинтет для духовых инструментов; струнный секстет «Просветленная ночь»; для голоса с фортепиано — 15 стихотворений из «Книги висячих садов», песни, баллады; хоры, песни и другие произведения.

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн