Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  416
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  397
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  530
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  508
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  440
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Рихард Вагнер
Рихард Вагнер (180-1876) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Рихард Вагнер

 


Рихард Вагнер — последний крупнейший немецкий композитор-романтик XIX века, дирижер, музыкальный писатель, поэт, драматург, реформатор оперы и основоположник современного дирижирования. Жизнь Вагнера — мятущаяся, полная взлетов и падений, неуемной жажды творчества и борьбы за свое искусство. Вагнер испытал успех и славу, отчаяние и пессимизм. Но в лучших произведениях он утверждает волю к жизни: «Я существую не для того, чтобы зарабатывать деньги, но чтобы творить».

 


Его музыка необыкновенно красива своей роскошной мелодикой, сложной изысканной гармонией и оркестровкой. В ней есть то, что можно назвать музыкальным аристократизмом. Она в меньшей мере, чем музыка других композиторов, связана с народным бытом. И при этом Вагнер — музыкант-самоучка, он плохо играл на фортепиано, скрипке, но стал гениальным дирижером и оперным композитором. Рихард Вагнер родился в Лейпциге в семье полицейского чиновника. Но отец вскоре умер, и Рихарда воспитывал отчим, который был актером драматического театра в Дрездене. Поэтому уже с детства Вагнер жил в атмосфере театра, увлекался литературой, поэзией, историей античного мира. Его кумиры — Гомер и Шекспир.


Интерес к музыке появился у 15-летнего юноши, когда он впервые услышал музыку великого Бетховена. И Вагнер сразу начинает сочинять увертюру, произведения для фортепиано. Конечно, первые опыты были неудачными, ведь он не имел никакой музыкальной подготовки. Занятия в Лейпцигском университете в качестве «студента музыки» были недолгими, и Вагнер берет уроки по теории музыки у кантора церкви св. Фомы (где когда-то служил И.С. Бах), но тоже недолго. И Вагнер, имея, несомненно, огромный природный талант, становится на путь музыканта. Сначала он работает хормейстером в оперном театре и в 20 лет пишет свою первую оперу «Феи». Он тщательно изучает особенности немецкой, французской, итальянской оперы.

 

Через три года (1836) Вагнер пишет новую оперу «Запрет любви» и уже занимает должность музыкального директора и дирижера оперного театра в Магдебурге. Потом работа дирижером в других оперных театрах небольших провинциальных городов. Так накапливался опыт и знание музыки. Затем жизнь в Париже, в Риге и начало работы над героической оперой «Риенци». Но тяжелое материальное положение заставляет композитора тайно бежать от кредиторов сначала в Лондон, а затем в Париж. Мечта исполнить здесь свои произведения не осуществилась, но, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, Вагнер пишет первые зрелые произведения — оперу «Летучий голландец» и увертюру «Фауст» по Гете (1842).

 


В том же году Вагнер возвращается в Германию, в Дрезден. Постановка «Риенци» приносит успех, признание, благополучие. Но «Летучий голландец», к великому огорчению композитора, был принят немецкой публикой холодно. Вагнер становится дирижером Дрезденского оперного театра и начинает активно бороться за высокий художественный уровень исполнения и постановок опер. Вагнер создает свои новые реформаторские оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин».


В 1848 году в Дрездене начинается революция, в которой Вагнер активно участвует. Он верил в переустройство общества, в мировую революцию, увлекался философией Фейербаха и утопическим социализмом. Но в 1849 году после подавления Дрезденского восстания бежал из Германии в Швейцарию как государственный преступник, на которого был издан указ об аресте. Десять лет Вагнер жил в изгнании, и это не помешало ему воспользоваться покровительством баварского короля и быть союзником германского императора. Лишь после амнистии в 1861 году он получил возможность вернуться на родину. В тот период он был увлечен пессимистической философией Шопенгауэра, по которой в основе мира лежит зло, а успокоение от жизни и страданий приносит только смерть. Никто из музыкантов XIX века не метался, как Вагнер: в 1849 году он написал программное эстетическое и публицистическое произведение «Искусство и революция», а в 1879 году — «Религия и искусство», призывая к истинной религиозности.


Все свое творчество Вагнер посвятил опере. Критикуя современную оперу за штампы, бессодержательность и пустоту, он разрабатывает положения, в которых определяет, какой должна быть опера. Теоретически разработанную оперную реформу Вагнер последовательно воплотил в своих операх. Что же является главным в этой реформе? Оперу Вагнер рассматривает как музыкальную драму: синтез музыки и драматического содержания. Опера не развлекательный жанр и поэтому должна нести высокие идеи нравственного воспитания общества и его социального переустройства. Опера должна быть монументальной, иметь три акта, а в основу либретто обязательно положен миф, но трактуемый современно. Миф для композитора — выражение вечного, непреходящего, «истинно человеческого», это «начало и конец истории». Поэтому Вагнер отказывается от исторических сюжетов как нечто временного и преходящего. Либретто для своих опер композитор всегда писал сам. Например, в основе оперы «Летучий голландец» лежит легенда о корабле - призраке, который без цели и надежды носится по бушующему морю. Моряк - голландец спасается от проклятия дьявола через преданную, верную любовь девушки Сенты, готовой на самопожертвование.


В основе оперы «Тангейзер» — народная легенда о грешнике, в руках которого вопреки проклятию папы римского зацвел посох, что знаменовало Божье прощение, и новелла Гофмана о состязании миннезингеров в Вартбурге (XIII век). Певец - миннезингер Тангейзер мечется между любовью к богине любви Венере, воплощением земных наслаждений, и нравственно чистой Елизавете. На состязании он прославляет земные чувства, все отворачиваются от него. Елизавета же в горе умирает. Потрясенный ее гибелью Тангейзер находит успокоение в смерти.
Все последующие оперы — «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга» (состоящая из четырех опер, исполняемых четыре вечера подряд:
«Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»), «Парсифаль» — тоже созданы на основе легенд и мифов. Только одна опера имеет реалистический, народнобытовой сюжет — это «Нюрнбергские мейстерзингеры».
Вагнер «симфонизирует оперу» — это связано с важной ролью оркестра. Именно он раскрывает все глубинное содержание происходящего на сцене, психологический контекст музыкального спектакля. На протяжении всей оперы в оркестре развиваются лейтмотивы — музыкальные темы, характеризующие действующих лиц, предметы, идеи, чувства и т. д. Состав оркестра, по сравнению с традиционным, значительно увеличен. Не случайно П. Чайковский писал: «Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки». Вокальные партии основаны на длительном музыкальном развитии, образуя «бесконечную мелодию». Для постановки своих опер он мечтал построить специальный театр в Байрейте — без ярусов, балконов и лож, без внешних украшений и бархата; зрительный зал, расположенный амфитеатром, и оркестр, находящийся в оркестровой яме под сценой.
Как композитор-романтик, Вагнер раскрывает тему одиночества по-своему.
Его герой всегда неудовлетворенный, мятежный, ищущий свой идеал. Нередко выход и покой достигаются самой дорогой ценой — смертью близкого, невинного человека. Так рождается тема искупления — искупить вину другого, любимого человека ценой своей жизни.

В. Карпаччо. Рыцарь на фоне пейзажа

 


Вагнер «симфонизирует оперу» — это связано с важной ролью оркестра. Именно он раскрывает все глубинное содержание происходящего на сцене, психологический контекст музыкального спектакля. На протяжении всей оперы в оркестре развиваются лейтмотивы — музыкальные темы, характеризующие действующих лиц, предметы, идеи, чувства и т. д. Состав оркестра, по сравнению с традиционным, значительно увеличен. Не случайно П. Чайковский писал: «Все, что нас восхищает в Вагнере,
«ЛОЭНГРИН»

 

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн