Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Роберт Шуман
Роберт Шуман (1810 - 1856) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Роберт Шуман

 

 

Шуман родился в Цвиккау, небольшом саксонском городке, в семье книготорговца и издателя. Отец Шумана рано умер, и по настоянию матери он поступает в Лейпцигский университет на юридический факультет. Но несмотря на уговоры родственников, Шуман решает посвятить свою жизнь музыке. И последующие годы для Роберта были наполнены борьбой за утверждение своих стремлений и идеалов.
Он поселяется у своего педагога по фортепиано Фридриха Вика. Любовь Роберта к дочери Вика Кларе вызвала негодование родителя.
Их разлучали, но они вели тайную переписку, был судебный процесс, который закончился в пользу Роберта и Клары. Пять лет продолжалась эта борьба. И в 1840 году они обвенчались в деревенской церкви недалеко от Лейпцига.

 

 

Музыка Шумана во многом автобиографична. Так, о Первой сонате он сказал: «На ней много следов пролитой когда-то крови моего сердца», — имея в виду свою борьбу за любовь к Кларе Вик.

 

Шуман мечтает быть пианистом, но переигрывает руку. Однако его неуемный характер и жажда творчества находят выход в музыкальной, литературной, педагогической, общественной деятельности. Он работает в Лейпцигской консерватории, ведет класс фортепиано, композиции, руководит Дрезденским хоровым обществом. Его приглашают в Дюссельдорф на должность музыкального директора и дирижера хоровыми и симфоническими концертами. Стиль музыки Шумана непривычен и подчас труден для восприятия, он основан на частой смене образов, настроений. Многие его произведения получили признание только во второй половине XIX века. Лучшими произведениями Шумана являются фортепианные циклы «Бабочки», «Симфонические этюды», «Карнавал», «Танцы Давидсбюндлеров», «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Крейслериана», «Альбом для юношества», «Лесные сцены», «Арабески» и другие.

 

 

Для голоса композитор написал замечательные циклы «Любовь поэта», Любовь и жизнь женщины», «Круг песен» и многочисленные песни.
Шуман — автор многих статей, посвященных музыке. Есть у него совсем небольшая книжка «Жизненные правила для музыкантов».
«Ученью нет конца».
«КАРНАВАЛ»
«Карнавал» создавался в 1835 году. Тогда Шуман основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал». На его страницах пропагандировалось творчество молодых талантливых композиторов: Шопена, Берлиоза, Листа и музыка выдающихся композиторов прошлого: Баха, Моцарта, Бетховена.
В своих страстных статьях Роберт утверждал передовое, прогрессивное искусство, выступал против косности, рутины, мещанства. Какие жаркие споры развертывались на страницах этого журнала! Шуман имел два литературных псевдонима — Флорестан и Эвзебий; они символизировали две стороны его характера: порывистость, неуравновешенность и мечтательность, нежность. Фантазия Роберта была неистощимой и смелой. Друзей-единомышленников, передовых музыкантов-современников и композиторов прошлого он объединил в духовный союз под названием «Давидово братство» — по имени библейского царя Давида. Давид — музыкант, певец, поэт и воин, боровшийся против филистимлян. Врагами Шумана были филистеры — противники всего нового, оригинального в искусстве и жизни. Роберт воспользовался похожестью этих слов, называя филистеров филистимлянами. А своих единомышленников он назвал Давидсбюндлерами. Несомненно, «Карнавал» был музыкальной параллелью к работе Шумана как музыкального критика и писателя в «Новом музыкальном журнале».

 

 

В «Карнавале» Роберта Шумана, как и в любом карнавале, много таинственности, загадок, почти все его участники в масках.
И все же этот праздник особенный — музыкальный. А его герои — сам Шуман под маской Флорестана и Эвзебия, его возлюбленная Клара Вик под маской Кларины, добрая знакомая Эрнестина фон Фри- кен под маской Эстреллы. Без масок на карнавале оказались только польский композитор Шопен и итальянский скрипач Паганини.
Несколько пьес названы именами традиционных масок итальянской народной комедии: здесь Пьеро, Арлекин, Коломбина и Панталоне. Ведь без них не обходится ни один карнавал!
В 1844 году в Россию приехала жена Шумана Клара Вик, известная пианистка. Здесь она исполнила это блестящее и оригинальное произведение.
...Клара вышла на сцену, низко поклонилась и села за рояль. На какое-то мгновение положила руки на колени, сосредоточилась, и вот уже первые мощные аккорды заполнили зал. Упругий, чеканный ритм марша может быть и показался кому-то несколько тяжеловесным, но это всего лишь шутка. Стремительное, вихревое движение звуков закружило, увлекло слушателей. В едином потоке замелькали кокетливые мелодии, бурные порывистые пассажи. Кажется, что вспыхивают огни фейерверков, легко проносятся пары танцующих, карнавальные маски.
Короткая пауза — и музыка зазвучала медленно, грузно, подчеркнуто нескладно. Кто это? Конечно, ленивый, неповоротливый Пьеро в широком балахоне с большими пуговицами и длинными рукавами.


ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Р. ШУМАНА:
опера «Генове ва», музыка к пьесе Байрона «Манфред»; оратория «Рай и Пери»; сцены из «Фауста» Гете; 4 симфонии («Весенняя», «Рейнская»); 4 увертюры; концерты с оркестром — для фортепиано, для скрипки, для виолончели; 3 струнных квартета, фортепианный квартет, квинтет, трио,
2 сонаты для скрипки и фортепиано; произведения для фортепиано — 3 сонаты, фантазия, циклы «Бабочки», «Симфонические этюды», «Карнавал», «Танцы Давидсбюндлеров», «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Крейслериана», «Альбом для юношества», «Лесные сцены» и другие; хоры, песни (в том числе циклы «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты», «Круг песен» и другие).


Следующая пьеса — само движение, порыв. Капризная музыка построена на внезапных скачках, акцентах. Сколько здесь энергии, юмора! Да это же озорной непоседливый Арлекин! Он в пестром разноцветном костюме и, как всегда, смеется над вечно угрюмым Пьеро.
Но вот полились пленительно-нежные звуки. В легком зыбком движении рождается хрупкая мелодия. Чей это музыкальный портрет? Быть может, это Эвзебий?
Да, меланхолический, мечтательный Эвзебий. Он словно погружен в мир светлых романтических грез. Лишь на мгновение прорывается взволнованность, и снова воцаряются покой и безмятежность.
Неожиданно врывается бурный звуковой поток, заставивший слушателей содрогнуться. Это Флорестан! Он неразлучен с Эвзебием, хотя и является его полной противоположностью.
Головокружительный темп, смятение также неожиданно останавливаются и появляется обаятельная женственная мелодия — это, наверное, незнакомка, приглянувшаяся Шуману на карнавале.
Игра Клары вдохновенна. А под ее руками словно оживали все новые и новые образы: разговор кокетки с Эвзебием, по-детски трогательное «Признание» и шутливый танец Коломбины с болтливым стариком Панталоне.
Прекрасными лирическими эпизодами прозвучали пьесы «Киарина» и «Шопен». Какая искренность и очарование в музыкальном портрете самой Клары! В вальсовой мелодии будто слышится нежнострастное признание самого Шумана.
В совсем небольшой пьесе композитор тонко передал образ Шопена. На широком волнообразном фоне звучит мелодия, напоминающая его ноктюрны. Сколько в ней тоски и душевной боли, в ней мечта Шопена о родине, о Польше.
Подобно налетевшему урагану, врывается шквал звуков. Дикое, захватывающее движение, темперамент поражают в музыкальном портрете легендарного Паганини.
В невероятно сложной фортепианной партии с ошеломляющими скачками будто слышится «дьявольская» игра знаменитого виртуоза.
А Клара, увлекая слушателей своей игрой, продолжает вести их по бесконечному празднику, созданному фантазией Шумана... Последняя, двадцатая, пьеса «Карнавала» — «Марш Давидсбюндлеров» («Марш Давидова братства против филистимлян»). Блестящее звучание, уверенная маршевая поступь создают ощущение силы, молодости, задора. Но вот в низком регистре появилась подчеркнуто грубая, примитивная тема - старинный немецкий танец «гросфатер». Его танцевали давным-давно, в XVIII век и называли «Как бабушка за дедушку зам выходила»! Он-то и является музыкально темой филистимлян. Так композитор смеется, иронизирует над филистерами. Опять проносятся уже знакомые темы- образы, и кажется, что нет конца этому зажигательному веселью.

ПОЭЗИЯ МУЗЫКИ
«Музыка Шумана... затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, те сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека», — писал П. И. Чайковский.

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн