Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Ференц Лист
Ференц Лист (1811 - 1886) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Ференц Лист

 

 

Яркий композитор-романтик, пианист, дирижер и музыкальный критик, педагог и общественный деятель. Один из самых известных людей своего времени. Его жизнь была загадочна и непонятна современникам, полная внутренних разладов, под внешним блеском и славой скрывались глубокая трагедия и раздвоенность человека. Ему приходилось выступать в аристократических салонах, где, как он говорил, «стынет высокое искусство».

 

 

Приняв сан аббата, он в то же время иронизировал над церковью и создал не только ораторию «Христос», но и «Мефисто-вальсы».

В музыке Листа звучат романтическая пылкость, страстность, мечтательность, героика и драматизм, тревога и сомнение, восторженная опьяняющая страстная лирика и сарказм, гротеск. Листа увлекает идея подвига человеческой жизни, величия человека, радостная героика. Но есть в его музыке скорбь, скепсис, сомнение. Лист ставил перед своей музыкой и воспитательные задачи, желая облагородить людей.

Родился Ференц в Венгрии, в местечке Доборьян (поместье князей Эстергази). Его отец был смотрителем княжеской овчарни. Сельский быт, венгерские и цыганские народные песни — вот что окружало мальчика. Первым учителем по фортепиано был его отец. Первые концертные выступления девятилетнего Ференца прошли в городах Венгрии. А затем — Вена, куда Ференц приехал с отцом, чтобы продолжить занятия со знаменитыми педагогами Карлом Черни и Антонио Сальери. В Вене двенадцатилетний Лист знакомится с Бетховеном. Он импровизирует на фортепиано на заданную великим композитором тему, и тот после концерта, взволнованный, входит на эстраду и целует юношу.

В 1823 году Ференц едет в Париж, чтобы поступить в консерваторию. Но мечта осталась неосуществленной — ему отказали, т. к. в консерваторию принимали только французов. Это событие не остановило Листа и он продолжает занятия музыкой. Его первым произведением стала опера «Дон Санчо, или Замок любви» (1825). Жизнь Листа была насыщенной, стремительной, яркой. Он всегда был в центре внимания музыкальной жизни Европы, с неизменным триумфом гастролируя во многих странах (в России — 1842,1843,1847). Композитор писал во многих жанрах симфонической, фортепианной, вокальной музыки, кроме оперы (за исключением одной, написанной в юношеском возрасте).

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВАРИУС

Для стиля «вербуй кош» характерны горделивый, рыцарственный характер музыки, приподнятость и патетика, свободный импровизационный характер изложения, прихотливый, капризный ритм с разнообразными акцентами, оригинальными завершениями мелодий, так называемые «кадансы со шпорами», контрасты темпов, динамики, образов — то зажигательных и динамичных, то плавных и лиричес ких. В таком стиле пишется музыка народного венгерского танца чардаша («танец в кабачке»),

В венгерской музыке слышны и интонации цыганских народных песен.

 

Многие его произведения имеют программу. Особенно часто Лист обращается к литературной программе, показывая тем самым связь музыки с литературой, поэзией. Таково его симфоническое творчество: две симфонии «Фауст» (по Гете) и симфония по «Божественной комедии» Данте, 13 симфонических поэм: «Орфей» (по античному мифу), «Прометей» (по драматическим сценам Гердера «Раскованный Прометей), «Тассо»(по трагедии Гете), «Прелюды» (по стихотворению Ламартина) и т. д.

Но все же главная область творчества Листа — это фортепианная музыка.

Как и Шопен, Лист создал свой стиль пианизма, монументальный концертный стиль, виртуозный, по-ораторски приподнятый и блестящий. В фортепианных произведениях композитора отразилась его исполнительская манера.

Во многом стиль Листа складывался под воздействием игры великого итальянского скрипача Паганини — тот же блеск и демоническая виртуозность.

 

 

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

Ференц Лист, еще будучи мальчиком, пережил тяжелый удар. Это было в тот день, когда он узнал, что его отказались принять в Парижскую консерваторию на том основании, что он не француз. Это произвело на мальчика неизгладимое впечатление, и в тот же день он поклялся, что если станет большим музыкантом, то будет заниматься со всеми, независимо от национальности, и обязательно бесплатно. Впоследствии Лист свято выполнял свою клятву: ученики стекались к нему со всего света, и он занимался со всеми, отказываясь от платы.

Со всеми ли?

Известный русский пианист Александр Зилоти, учившийся у Ференца Листа, писал в своих воспоминаниях: «К Листу мог попасть каждый, но, упаси бог, если к нему являлись с рекомендательным письмом, да еще от влиятельных или, еще хуже, коронованных лиц.

Он уже заранее настраивался против рекомендуемого субъекта, и судьба последнего была предрешена».

 

В фортепианных произведениях Лист приближает звучание инструмента к оркестру: мощная динамика, крупная аккордовая техника, октавные пассажи, сопоставление крайних регистров фортепиано, многослойная плотная фактура, подобная оркестровой, разнообразие тембров — все это помогает создать оркестровые эффекты.

«В диапазоне своих семи октав оно (фортепиано — И. К.) содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспроизведения гармоний, осуществляемых объединением сотен музыкантов», — писал композитор.

Технически сложная виртуозная музыка в его лучших произведениях передает приподнятый эмоциональный настрой. Шквал октав, бурные пассажи — во всем этом кипучий темперамент Листа — пианиста и композитора. Мелкая же техника — бриллиантность — придает музыке сверкание и блеск, но при этом сохраняются строгий вкус и чувство меры, чтобы показ технических возможностей пианиста не стал самоцелью, в ущерб музыкальному образу.

 

 

Ференц Лист — венгерский композитор, но в Венгрии он прожил первые десять лет, затем жил в основном в Германии и лишь в последние годы часто приезжал на родину. «Я истосковался, — пишет он в письме 1840 года, — изголодался и мечтаю только о том, чтобы возвратиться в Венгрию. Каждое воспоминание о ней коренится глубоко в моей душе».

Во многих произведениях композитор обращался к образам и культуре своей страны: это 19 венгерских рапсодий для фортепиано, «Венгерская коронационная месса» (на открытие нового здания оперного театре в Будапеште), фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», кантата «Венгрия», симфонические поэмы «Венгрия», «Битва гуннов», поэма «Плач о героях», фортепианная пьеса «Погребальное шествие», обработки народных песен.

Венгерские рапсодии создавались Листом сорок лет (1847—1885). Это виртуозные обработки венгерских и цыганских народных песен, воссоздающие в фортепианной музыке стиль венгерской музыки «вербун- кош» (название связано с «вербовочной» музыкой, исполнявшейся во время вербовки солдат). Лист воспевает в рапсодиях жизнь и традиции венгерского народа — древний суровый эпос, героические страницы борьбы, яркие народные праздники. Самым большим фортепианным произведением Листа стал цикл «Годы странствий» (1835—1883), связанный с несколькими десятилетиями жизни и творчества композитора. Можно сказать, что вся его жизнь — это годы странствий!

На замысел цикла оказала влияние и поэма Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

 

Начало работы над циклом связано с тем временем, когда Лист был в ореоле славы великого пианиста. Ему всего 24 года. Вместе с графиней д’Агу он путешествует (1835—1839) по Швейцарии и Италии. Первый год цикла (первая часть) связан с путешествием по Швейцарии. Спокойная, безмятежная природа, наполненная первозданной красотой и гармонией, «зазвучала» в фортепианных пьесах «На Валленштадтском озере», «У родника», «Женевские колокола». «Долина Обермана» написана под впечатлением романа в письмах французского писателя Сенанкура, где раскрывается внутренний мир молодого человека XIX века, полный сомнения, порывистости, мечтательности. Пьесы «Часовня Вильгельма Телля», «Гроза» — романтически мятежные, бурные, героические.

Второй год (вторая часть) цикла связан с путешествием по Италии (1837—1839), впечатлениями от итальянского искусства. Это лирико-философская пьеса «Обручение» (по картине Рафаэля), суровосдержанный и трагический «Мыслитель» (по скульптуре Микеланджело), «Три сонета Петрарки» — вдохновенные лирические пьесы, передающие в музыке образы поэзии великого итальянского поэта, соната-фантазия «По прочтении Данте». Канцонетта Сальвадора Розы. Третья часть цикла тоже связана с Италией, Римом, но это уже последние десятилетия жизни композитора (1867—1877). Для него это время тревоги, раздумий, разочарования и скорби. Природа рождает мысли о смерти.

А параллельно шла сложная, напряженная жизнь пианиста и дирижера. 1838—1847 годы — самые насыщенные концертными выступлениями Листа во многих странах Европы. Его игра потрясала и гипнотизировала публику, вызывала, по словам Гейне, «настоящее сумасшествие». Листа сравнивали с огнедышащим вулканом. Лист был пианистом-оратором, он увлекал слушателей в свой мир звуков.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф. ЛИСТА:

Опера «Дон Санчо, или Замок любви»; оратории — «Легенда о св. Елизавете», «Христос» и др.;

«Венгерская коронационная месса» и другие мессы; кантаты; 13 симфонических поэм («Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Тассо» и другие), 2 симфонии («Фауст», «Данте»),

2 эпизода из «Фауста» Ленау («Ночное шествие», «Мефисто-вальс»), «Мефисто-вальс», марши;

2 концерта для фортепиано с оркестром, «Пляска смерти» (для фортепиано с оркестром), соната для фортепиано; циклы фортепианных пьес «Годы странствий», «Поэтические и религиозные гармонии»,

19 венгерских рапсодий;

2 баллады; «Венгерские исторические портреты», «Испанская рапсодия»; этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды; вариации, пьесы (3 «Забытых вальса» и др.); этюды по Каприсам Паганини;

около 90 песен и романсов; транскрипции (главным образом для фортепиано).

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн