Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Джузеппе Верди
Джузеппе Верди (1813-1901) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Джузеппе Верди

 

 

Охватывая развитие итальянской оперы от истоков до начала XX века, творчество Верди возвышается как непревзойденная вершина. Какая сила чувств и переживаний раскрыта в музыке этого гениального композитора! Сколько благородства и человеческого достоинства в героях опер, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Какая красота, темпераментность, внутренняя сила в ярких истинно итальянских мелодиях Верди!


Джузеппе Верди — выдающийся итальянский композитор, автор Реквиема, многих хоровых произведений для церкви, вокальных ансамблей, романсов. Но все эти произведения не идут в сравнение с операми великого итальянского маэстро.
Верди родился в маленькой итальянской деревне Ле-Ронколе в бедной семье трактирщика. Джузеппе слушал мелодичные народные итальянские песни, яркие и темпераментные танцевальные мелодии, пение и игру бродячих музыкантов. В 7 лет мальчик прислуживал в деревенской церкви, там его потрясло звучание органа и он просит отца учить его музыке.
Отец где-то раздобыл старый спинет (разновидность клавесина), и Джузеппе стал заниматься с церковным органистом. Через три года 12-летний юноша уже хорошо играл на этом музыкальном инструменте и отец отправляет его учиться в город Буссето. Но по выходным дням он возвращался в родную деревню, чтобы играть на органе во время службы.
Затем Верди служит в конторе одного богатого купца, страстного любителя музыки. Джузеппе играл в его оркестре на большом барабане, делал аранжировки (переложения) и продолжил занятия музыкой с дирижером оркестра. Первыми произведениями стали увертюра, марши для духового оркестра, хоры, произведения для фортепиано. Мечта Верди о поездке в Милан сбылась благодаря стипендии одного благотворительного общества.

 


Верди 18 лет, и он пробует поступить в Миланскую консерваторию, но его не приняли. Но Верди продолжает частно заниматься музыкой. Как-то во время репетиции оратории Гайдна «Сотворение мира» молодому музыканту пришлось заменить дирижера. Он успешно справился со своей задачей, и ему предложили дирижировать концертом. Выступление прошло блестяще, и Верди заказали кантату и оперу «Оберто граф Бонифачьо».

 

Долгая жизнь Верди не была простой — приходилось много работать, преодолевать много житейских и творческих трудностей. Оперы Верди 1840-х годов наполнены героическим пафосом освободительной борьбы итальянского народа. Оперы 50-х годов посвящены жизни простых людей, красоте их внутреннего мира, благородству души, в них раскрывались социальные проблемы, сложные человеческие судьбы. В эти годы Верди дважды приезжает в Россию, чтобы побывать на своих спектаклях в Петербурге. Лучшая опера 1870-х годов — «Аида» (на основе легенды, зашифрованной в папирусе), написана по заказу Египетского правительства по случаю торжеств, связанных с открытием Суэцкого канала, но ее постановка была приурочена к открытию театра в Каире. Один из шедевров оперного творчества Верди — «Отелло», созданная в 1887 году.


Верди, как и его великий современник Вагнер, тоже совершил оперную реформу, но итальянской оперы, поставив перед собой задачу превратить ее из развлекательной и зрелищной в музыкально-драматический спектакль, где раскрываются жизненные реальные ситуации и человеческие характеры. И Верди создает такие оперы, которые покоряют красотой музыки, искренностью, эмоциональностью, истинно итальянским мелодизмом, потрясают глубиной драматизма и жизненной правдой.
Что же отличает оперы Верди? Прежде всего, яркая театральность. На сцене стремительно развивается музыкально-драматическое действие, захватывающее слушателей своими страстями, коллизиями, правдивыми ситуациями, сильными характерами.

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
Это было в холодную рождественскую ночь на пустынной дороге между городком Бусето и деревушкой ле Рон- коле в Северной Италии. Проходившая по дороге крестьянка услышала крики. Она поспешила на помощь и увидела мальчика, барахтавшегося в глубоком рве, наполненном водой.
С трудом удалось ей вытащить его, он уже окоченел и терял последние силы. Мальчик рассказал, что ему десять лет, что живет он у сапожника в Бусето, где учится в школе. Он вынужден сам зарабатывать себе на жизнь и для этого по праздничным дням играет на органе в церкви деревни ле Ронколе, где он родился и где живут его родители. В эту темную ветреную ночь он спешил к заутрене и сбился с дороги. Крестьянка, спасшая мальчика, и не подозревала, что мальчик этот станет национальной гордостью Италии и что имя его — Джузеппе Верди — прославится на весь мир.


Композитор всегда был требователен к сценической постановке и музыкальному исполнению.
В основу опер, как правило, были положены яркие литературные произведения: «Дон-Карлос» Шиллера; «Макбет»,
«Король Лир», «Отелло», «Фальстаф» Шекспира; «Эрнани», «Риголетто» Гюго, обращался композитор к произведениям Вольтера, Байрона и других писателей.

В. Егоров. Эскизы костюмов к опере "Риголетто"

 

 

В традициях итальянской оперы Верди сохранял ведущее значение певцов, а не оркестра, как это было у Вагнера. «Голос и мелодия — для меня будут всегда самыми главными», — писал композитор. Итальянская школа пения — бель канто (bel canto — «прекрасное пение») в операх Верди раскрылась во всей своей красоте и блеске. Жемчужиной мировой оперы является «Аида» (либретто А. Гисланцони, по сценарию О. Мариэтта). Действующими лицами оперы являются царь Египта, его дочь Амнерис, эфиопская принцесса-рабыня Аида, начальник дворцовой стражи Рада- мес, верховный жрец Рамфис, эфиопский царь Амонасро, отец Аиды. Несмотря на то, что события оперы происходят в Древнем Египте, музыка оперы покоряет именно итальянским мелодизмом и эмоциональностью. А главный конфликт оперы заключен между чувством дожа и личным счастьем героев. Эта неразрешимая проблема остается вечной во все времена.

 

«АИДА»

...Оркестровое вступление к опере вводит в мир главных образов: хрупкая, беззащитнонежная мелодия скрипок — тема Аиды и глухо прозвучавшая у низких инструментов как роковой образ — тема жрецов.
События первого действия разворачиваются в царском дворце в Мемфисе. Радамес мечтает возглавить войско египтян в борьбе с эфиопами, но он любит эфиопскую пленницу Аиду. Сколько страсти и нежности в его романсе «Милая Аида, рая созданье...»!

 

Царственные супруги. Древнеегипетский рельеф.

 

 

Чувством любви и ревности охвачена Амнерис. Музыка раскрывает всю глубину ее страданий — беспокойное и трепетное звучание сменяется вкрадчивым и осторожным. Египетский царь, изъявляя волю богини Изиды, назначает полководцем египтян Радамеса. «С победой возвратись», — сколько пылкой страсти звучит в этом повелительном пожелании Амнерис Радамесу.
Те же слова произносит и Аида, но тут же в ужасе добавляет: «В моих устах преступно это слово». Музыка передает все нюансы, повороты в драматическом действии, а главное — во внутреннем состоянии героев. Музыка будто трепещет, раскрывая всю глубину страданий Аиды, ее смятение и отчаяние, любовь и смирение: «И я не смею открыто, свободно имен мне дорогих назвать при всех...»
Накал психологического конфликта пронизывает и музыку второго действия.

 

Верди дирижирует. Карикатура 1879 года.

 


Волнение Амнерис, мечтающей о Радамесе, победившем эфиопов; ее коварство и жестокость в сцене с Аидой, где она обманывает соперницу, говоря о том, что Радамес убит. Музыка раскрывает и непереносимую душевную боль Аиды.
...Площадь в Фивах. Ослепительно ярко и торжественно звучит хор, марш, сопровождая триумфальное шествие победителей. Амнерис надевает на голову Радамеса венец и ее радости нет предела — теперь она будет его женой.
Но как тяжелы переживания Аиды — среди пленников она видит своего отца. Радость и горечь встречи тонут в общем веселье египтян.
Драматизм музыкально-драматического действия еще больше обостряется в третьем акте. Лунная ночь на берегу Нила. Из храма слышно молитвенное пение жрецов и жриц. Аида ждет Радамеса и одновременно мечтает о своей родине: «Небо лазурное и воздух чистый, там жизнь моя так привольно расцвела...»


Неожиданно появляется Амонасро. Отец Аиды настаивает, чтобы она узнала, каким путем Радамес поведет свои войска против Эфиопии. Музыка передает всю мучительность состояния Аиды.
В лирически взволнованном дуэте Радамеса и Аиды музыка раскрывает их надежды на счастье. После долгих колебаний Радамес соглашается бежать с Аидой в Эфиопию и говорит о пути, свободном от египтян. Начинается напряженная драматическая сцена: из укрытия выходит Амонасро и появляется разгневанная Амнерис. Она упрекает Радамеса в предательстве и зовет стражу. Амонасро с Аидой быстро скрываются в расщелинах гор, а Радамес отдает себя в руки верховного жреца. Трагическая развязка наступает в четвертом действии. В подземелье царского дворца совершится суд над Радамесом. Музыка раскрывает и жуткое предчувствие приговора, и всю глубину страданий Амнерис.

 


По ее приказу стража приводит Радамеса, но он отказывается от ее любви и готов на смерть ради любви к Аиде.
Жрецы выносят приговор: погребение заживо. ...В подземелье храма Вулкана томится Радамес. Вдруг он видит перед собой Аиду!
После гибели отца она тайно пробралась в подземелье, чтобы умереть вместе с любимым.
Из храма доносится молитвенное пение жрецов. Музыка последнего дуэта Радамеса и Аиды проникнута светлой грустью, необыкновенной легкостью, она по-неземному прекрасна. В ней — выражение их любви и расставание с жизнью: «Прости, земля, прости, приют всех страданий...»
А над камнем, закрывшим вход в подземелье, в горе склоняется Амнерис.


ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДЖ. ВЕРДИ:
26 опер;
Реквием, 4 духовные пьесы для хора с оркестром; революционный гимн «Звучи, труба»; «Гимн наций», камерные инструментальные ансамбли; романсы и другие произведения.

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн