Вход / регистрация

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...

Новое на сайте

Когда речь заходит...
29.04.2017 |  Administrator |  292
Когда речь заходит о восприятии звучащего музыкального материала слушателем, основной... Читать больше...
Я все же сумел...
29.04.2017 |  Administrator |  276
Я все же сумел сохранить веру в лучшее будущее и... Читать больше...
Мы должны признать...
29.04.2017 |  Administrator |  398
Мы должны признать в произведениях этих музыкальных «новаторов» несомненно важное,... Читать больше...
С течением времени...
29.04.2017 |  Administrator |  364
С течением времени я все меньше и меньше решался исполнять... Читать больше...
Повторяю, что в каждом...
29.04.2017 |  Administrator |  328
Повторяю, что в каждом отдельном случае только чуткость исполнителя может... Читать больше...

Загрузить музыку

На сайте  вы можете добавить свою (авторскую) и не авторскую музыку.

 

Загрузить музыку

Франц Йозеф Гайдн
Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Франц Йозеф Гайдн

 

 

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

В жизни так много печали, забот, огорчений и потому зачем музыкой усиливать жизненные невзгоды? Напротив, она должна утверждать радость жизни, давать человеку силы и вселять бодрость духа. Такой была музыка великого австрийского композитора Йозефа Гайдна.

Гайдн — первый представитель венской классической школы. Он писал во всех музыкальных жанрах, но главное — это симфония, сонаты, квартеты и оратории.

 

В произведениях композитора зазвучали немецкие, австрийские, венгерские, славянские мелодии. Жизнерадостность, свет, простота и мудрость — все это переплелось в музыке Гайдна.

 

Йозеф Гайдн родился в маленькой австрийской деревушке Рорау, в семье каретника и кухарки. В доме звучала музыка — отец пел и аккомпанировал себе на арфе.

На музыкальные способности мальчика обратил внимание школьный учитель, и церковный регент предложил Йозефу вместе с ним уехать в Найнбург, маленький город на берегу Дуная. Там Гайдн пел в церковном хоре, учился играть на скрипке и клавесине. Но однажды в церковь зашел венский композитор и капельмейстер Георг Ройтер, набиравший мальчиков с хорошим голосом для своего хора. Он услышал красивый голос Йозефа и предложил ему поехать в Вену. Так Гайдн оказался в музыкальной столице Европы.

До 18 лет Гайдн пел в соборе святого Стефана и в придворном хоре. Жизнь в школе при церкви была тяжелой. Учеников часто наказывали, а когда ломался голос, увольняли. Так случилось и с Гайдном. Несколько дней он ходил по улицам Вены и случайно встретил своего товарища, который помог ему найти маленькую комнатку под самой крышей дома. Там был старенький клавикорд, и Гайдн мог играть на нем. Молодость и жизнерадостность не давали Гайдну унывать. По ночам он с друзьями нередко участвовал в исполнении ночных серенад, танцев. Как-то сочиненную Гайдном ночную серенаду услышал комический актер Курц и предложил Гайдну написать комическую оперу «Асмодей, или Новый хромой бес». Опера была написана, поставлена в венском театре и принесла 19-летнему композитору первый успех.

Стремление к знаниям и овладению композиторским мастерством заставило Гайдна поступить аккомпаниатором в класс итальянского композитора, певца и педагога Никколо Порпора. За советы и наставления известного композитора, Гайдну приходилось не только аккомпанировать, но чистить ему сапоги, убирать комнаты, быть лакеем.

В 1755 году судьба наконец улыбнулась Гайдну: его пригласил помещик Фюрнберг, большой любитель квартетной музыки, исполнять партию скрипки в ансамбле. Здесь Гайдн написал 20 квартетов, в которых звучат интонации и ритмы народных песен, жизнерадостность и юмор.

Служба капельмейстером у графа Морцина, Гайдн руководит оркестровой капеллой (12 музыкантов) и сочиняет для нее развлекательные дивертисменты и свои первые симфонии.

Гайдну 29 лет. Его приглашает руководителем капеллы венгерский князь Эстергази, и композитор переезжает в город Эйзенштадт, расположенный недалеко от Вены.

Но несмотря ни на что, композитор много сочинял. Когда старый князь умер, его наследник, тяготевший к роскоши и удовольствиям, увеличил капеллу до 25 человек. Музыка была любимым развлечением нового князя. Иногда он брал композитора в Вену, чтобы тот продирижировал своими симфониями в знатных домах города.

Гайдна угнетала подневольная жизнь. В его музыке, обычно жизнерадостной, светлой, появляются грустные, печальные образы, проникнутые порой драматизмом и тревогой. Среди многочисленных опер, симфоний, сонат, месс появляется «Траурная симфония». А в «Прощальной», которую исполняют при зажженных свечах, в последней части музыканты по очереди тушат свечи и уходят со своими инструментами. Заканчивают симфонию только два скрипача.

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И. ГАЙДНА:

свыше 30 опер — комических и «серьезных» (опера - сериа);

оратории, в том числе «Сотворение мира», «Времена года»; 14 месс и других церковных произведений; свыше 100 симфоний, среди них «Парижские» (6), «Лондонские» (12); увертюры, дивертисменты, марши, танцы и другие пьесы для оркестра; концерты для солирующих инструментов с оркестром .

Тогда Гайдн решил отомстить лондонцам. Он написал специально для них новую симфонию. Это была остроумная месть! В самый критический момент, когда большинство публики уже клевало носом, на их склоненные головы обрушился громоподобный удар большого барабана. Ох, как они подскочили! Особенно леди...

С тех пор эта симфония носит название «Симфония с ударами литавр» или «Симфония с сюрпризом». Надо сказать, оба эти названия подходят к ней как нельзя лучше.

около 50 (для фортепиано, скрипки, виолончели, духовых инструментов);

свыше 70 струнных квартетов, среди них «Русские» и «Прусские»; квинтеты, трио и другие ансамбли; пьесы для разных инструментов; сонаты для клавира (фортепиано);

песни, вокальные ансамбли, обработки народных песен и др.

В эти же годы начинается дружба с Моцартом, который высоко ценил творчество Гайдна и считал его своим «духовным» учителем.

В 1790 году, когда Гайдну было уже 58 лет, умер князь Эстергази, а его наследник, не любивший музыки, распустил всю капеллу. Гайдн впервые по приглашению выехал в Лондон, чтобы дирижировать своими произведениями. Для этой поездки он написал шесть «Лондонских» симфоний.

На обратном пути в Вену Гайдн остановился в Бонне и познакомился там с молодым Бетховеном. Это была знаменательная встреча для двух композиторов.

 

Второй раз Гайдн едет в Лондон в 1794 году и пишет еще шесть «Лондонских симфоний». Снова большой успех его выступлений, и Оксфордский университет присваивает ему почетное звание доктора музыки.

Последние годы Гайдн живет в Вене и, несмотря на преклонный возраст, продолжает сочинять. Написаны две больших оратории: «Сотворение мира» на библейский сюжет и «Времена года» на сюжет из крестьянской жизни. Оратории были с успехом исполнены в Вене.

 

 


 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн