Техподдержка

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Вход / регистрация

Вход через соц. сети

Новое на сайте

В настоящем труде...
10.01.2018 |  Administrator |  267
В настоящем труде не приводятся самые яркие страницы высказываний А.... Читать больше...
Тут неожиданно обнаружился...
10.01.2018 |  Administrator |  258
Тут неожиданно обнаружился его глубокий интерес к изобразительным искусствам, широта... Читать больше...
В дни, когда тяжелая...
10.01.2018 |  Administrator |  240
В дни, когда тяжелая болезнь заставила А. Пазовского прекратить свою... Читать больше...
Но главное, что...
10.01.2018 |  Administrator |  275
Но главное, что резко выделяло А. Пазовского среди его коллег,... Читать больше...
Отправной пункт его...
10.01.2018 |  Administrator |  252
Отправной пункт его практических позиций — это чисто профессиональная сторона... Читать больше...

Фотогалерея


толя юрут...
толя юрут...
Жорж Бизе (1838-1875) PDF Печать E-mail
Великие композиторы - Жорж Бизе

 


Жорж Бизе родился в Париже. Его отец был учителем пения, немного сочинял романсы и фортепианные пьесы. Но первой учительницей музыки Жоржа была мать. С 10 лет Бизе учится в Парижской консерватории и его успехи блестящего пианиста сразу были отмечены. Одновременно молодой композитор много сочиняет. После окончания консерватории (1857) он получает Римскую премию, по которой ему в течение трех лет выплачивали государственную стипендию и обеспечивали трехлетнее пребывание за границей для совершенствования мастерства. Бизе едет в Италию. Это были счастливые годы, полные ярких впечатлений и активного творчества.

 

 

С возвращением в Париж начинаются бесконечные трудности. «В настоящее время, чтоб быть музыкантом, нужно обладать или полной обеспеченностью, или независимостью, ИЛИ ПОДЛИННЫМ дипломатическим талантом», — писал Бизе.
По заказу «Лирического театра» 24-летний композитор пишет оперу «Искатели жемчуга» (1862).

 

Ее постановка прошла с некоторым успехом. В 1867 году написана опера «Пертская красивица» по роману В. Скотта. Успех оперы был недолгим. Бизе интересует жизнь народа не только в ее красочности, колоритности, но и раскрытии драматических, психологических сторон жизни. Истинным шедевром стала опера «Кармен» — последнее творение композитора.


«Кармен» была заказана парижским театром «Комическая опера». Либреттистам (А. Мельяк и Л. Галеви) предстояло выполнить сложную задачу — из драматической новеллы, предложенной композитором, сделать основу для комическои оперы. Мрачная и суровая у Мериме, с событиями, происходящими все время ночью, у Мельяка и Галеви она развертывается на солнечных улицах, где кипит жизнь народа, наполненная песнями и танцами. Вся сложность заключалась в трагической развязке, которая никак не укладывалась в комический жанр.
Формально композитор придерживался традиций комической оперы — в ней было много народных бытовых сцен и разговорных диалогов, как в оперетте. (После смерти композитора Эрнест Гиро все диалоги положил на музыку, превратив их в музыкальный речитатив.) В целом же опера Бизе была настолько новой, что не укладывалась в какой-либо один жанр, сложившийся во французской опере. Можно было бы сказать, что яркое театральное действие, динамичное и в общем-то «зрелищное», характерно для «большой оперы»; тонкое психологическое раскрытие образов, душевной драмы героев присуще французской лирической опере.


Но в целом «Кармен» стала первой французской реалистической оперой. Ее музыка правдива и жизненна. Она раскрывает тревожную и отчаянно-беспечную жизнь цыган, контрабандистов, доверчивый и нежно-страстный образ крестьянского парня Хозе, непримиримо-свободолюбивый характер Кармен. Музыку пронизывает радостный восторг и влюбленность в жизнь. Несмотря на все сложности, конфликты и трагические перипетии сюжета она покоряет жизнерадостностью, мелодической щедростью, свежестью гармоний, звонким, ослепительно ярким оркестром.
Первая постановка «Кармен» (1875) в театре «Комической оперы» провалилась. По-другому и не могло быть. Пережить этого композитор не мог — через три месяца он скончался от тяжелой сердечной болезни.
Все внимание композитор сосредоточил на, казалось бы, типичной жизненной ситуации — любви цыганки Кармен, крестьянского парня, сержанта Дона Хозе и тореодора Эскамильо. Но какими звуками наполнил Бизе эту литературносценическую канву! Личная драма героев происходит на фоне яркой красочной народной жизни Испании (Севилья первой половины XIX века).
В основе оперы лежит одноименная новелла П. Мериме.


ВЕЛИКИЕ ИМЕНА

КАРУЗО Энрико (1873—1921) — итальянский певец (драматический тенор).

 


Будучи ярким самородком, певец 30 лет блистал среди крупнейших представителей итальянского бельканто. С триумфальным успехом выступал певец на лучших сценах Европы и Америки. Вершинами его сценического искусства стали роли Хозе в «Кармен» Бизе, Манрико в «Трубадуре» Верди, Радамеса в «Аиде» Верди, Канио в «Паяцах» Леонкавалло, Каварадосси в «Тоске» Пуччини и др. Кроме того, Карузо являлся ярким исполнителем романсов и народных итальянских песен.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АРХИВАРИУС
В конце XIX — начале XX века в Италии появляется новое направление в опере — «веризм» (от итальянского «истинный», «правдивый»). Композиторы этого направления обращаются к жизни простых людей, погибающих в трагических жизненных ситуациях. Таковы оперы Д. Пуччини (1858—1924) «Богема», «Тоска», «Чио- Чио-сан», Р. Леонкавалло (1858—1919) «Паяцы»,
П. Масканьи (1863—1945) «Сельская честь».
Музыка Бизе блистательна в своей мелодической яркости, непосредственности и открытости, в тонкой выразительности гармоний, в изяществе и свежести оркестровки. Это восторженный и влюбленный взгляд на мир. «Он весь — молодость, сила, радость, бодрость духа», — писал о композиторе К. Сен-Санс.

«КАРМЕН»
Жизнерадостная, ликующая музыка увертюры к опере словно захватывает и увлекает в водоворот жизни. Но вдруг словно из другого, чуждого мира появляется тревожная, жуткая тема трагической любви Кармен. Лишь на короткий миг она вносит в сознание слушателей предчувствие недоброго, и снова музыка переносит в атмосферу темпераментной солнечной Испании. ...Шумная разноголосая жизнь Севильи: беспечный хор солдат, смена караула, забавная игра мальчишек, подражающих солдатам.
На обеденный перерыв вместе с работницами сигарной фабрики выходит и Кармен. В оркестре вызывающе и дерзко звучит тема ее любви.
Песня допета — и к Хозе летит цветок Кармен. Как страстно в оркестре звучат тема роковой любви Кармен и тема любви Хозе.
Дальше события развертываются стремительно: ссора работниц, и Хозе должен отвести Кармен в тюрьму. Но цыганка украдкой назначает Хозе свидание при условии, если он отпустит ее. ...Кабачок Лильяс Пастья недалеко от Севильи. Здесь обитают контрабандисты и цыгане. Веселье в разгаре: Кармен, Фраскита и Мерседес зажигательно поют и танцуют.

 

П. Кончаловский. Эскиз декораций к опере "Кармен"


В кабачок заглянул Тореодор Эскамильо. Он с бравадой поет куплеты о своей полной отваги и опасности жизни.
С улицы доносится солдатская песня — это идет Хозе. Сцена Кармен и Хозе — одна из лучших сцен в опере. Кармен влюблена и напевает обольстительную мелодию без слов, танцуя с кастаньетами. Хозе счастлив, как и Кармен. Но сигнал трубы, как голос из другого мира, заставляет его вспомнить о своей службе, о долге и необходимости вернуться в казарму. Кармен притворно посмеивается над Хозе, но он в ответ страстно поет ей о своем чувстве. Музыка словно парит в радостном восторженном полете.

 


Снова, как тень в оркестре проходит мотив роковой страсти Кармен. В ответ Хозе достает цветок, который когда-то бросила ему цыганка, и музыка передает всю нежность и силу чувств солдата.

 


Кармен убеждает Хозе уйти вместе с контрабандистами в горы. После долгих колебаний он соглашается.
...Ночь в горах Испании. Спокойна и безмятежна музыка оркестрового вступления. Едва слышно пробираются между скал контрабандисты. Их песня сдержанна и настороженна. Душа Хозе неспокойна: он не может вернуться в казарму, навестить свою мать, да и Кармен его разлюбила. Подружки Кармен беззаботно раскладывают карты. Одной карты предсказывают встречу с красавцем, другой — деньги, а Кармен — смерть. Мрачно и безысходно звучание музыки, и снова оркестр проводит тему роковой любви Кармен.
Оркестровое вступление заставляет вспомнить праздничную, ликующую увертюру к опере: жизнь прекрасна, несмотря ни на что. Радостный хор народа приветствует тореодора. Рядом с ним Кармен.
Но характер музыки меняется: в ней ревность, ненависть, отчаяние Хозе.
В последней сцене-дуэте Кармен и Хозе совершается трагедия...
Из цирка доносятся восторженные возгласы хора, приветствующие Эскамильо.


ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ж. БИЗЕ:
оперы «Дон Прокопио», «Искатели жемчуга», «Иван Грозный», «Пертская красавица», «Джамиле», «Сид», «Кармен»; оперетты; кантаты; 2 симфонии, оркестровые сюиты, музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (составлена сюита); хоры; пьесы для фортепиано; дуэты, романсы и другие произведения.

 

 

 







Внимание! При копировании материалов
обязательна ссылка на сайт http://www.musictalent.ru/

© 2012 Музыкальный портал для композиторов и музыкантов, обрезка музыки онлайн